Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Экономическим судом Могилевской области признано недействительным в части решение районной инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по акту внеплановой проверки юридического лица

31 июля 2020  500

В экономический суд Могилевской области с заявлением о признании недействительным решения районной инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь обратилось ООО «С».

Заявитель просил признать недействительным с момента его принятия решения районной инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, указав, что внеплановая проверка должна была быть проведена не на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке, а на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, обосновав свой довод нормами Положения о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных о других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2010 № 426.

Также заявитель отметил, что в ходе проверки правильности исчисления налога по упрощенной системе налогообложения проверяющими были установлены факты как излишней уплаты этого налога, так и факт неуплаты данного налога, однако налоговым органом зачет излишне уплаченной суммы налога не произведен.

В части доначислений подоходного налога заявитель отметил, что выводы проверяющих о том, что денежные средства в сумме 270 887,52 рублей выдавались работникам общества под отчет авансом, то есть до осуществления оспоренных проверкой хозяйственных операций основаны на предположении. В действительности указанные денежные средства снимались с расчетного счета общества и выдавались работникам общества в возмещение уже понесенных ими личных расходов, связанных с осуществлением оспоренных проверкой финансово-хозяйственных операций (покупка ГСМ и запасных частей к служебным автомобилям, оплате платных дорог, ремонту автотранспорта). Также указал, что не согласен с доначислением сумм подоходного налога, поскольку общество не смогло предоставить проверяющим документы, подтверждающие использование снятых в 2013-2014 годах с расчетного счета заявителя денежных средств для оплаты расходов, понесенных организацией, поскольку документы были изъяты в ходе расследования уголовного дела.

Представитель налогового органа с заявленными требованиями не согласился и указал, что вынесенное решение с учетом проведенной дополнительной проверки является законным и обоснованным. В связи с непредставлением заявителем в полном объеме документов бухгалтерского, налогового учета, других документов, связанных с налогообложением, директору общества предъявлено требование о предоставлении документов, которые были предоставлены частично. В частности, не были предоставлены документы за 2013 год, обеспечивающие возможность исчисления размера налогов и подтверждающие правильность их исчисления. В части довода заявителя о непроведении зачета излишне уплаченной суммы налога по упрощенной системе налогообложения указал, что такой зачет был произведен. Обращено внимание суда, что подотчетными лицами заявителя предоставлены авансовые отчеты об израсходованных суммах, выданных под отчет, с приложением платежных документов, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. Отметил, что бухгалтерский, налоговый учет не восстановлен, документы бухгалтерского, налогового учета и (или) другие документы, связанные с налогообложением, инспекции не предоставлены.

Для проверки всех доводов заявителя, в том числе и по доказательствам, непринятым к проверке и подлежащих экспертному исследованию, на основании пункта 12.3 Указа Президента Республики Беларусь № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» суд назначил дополнительную внеплановую проверку ООО «С» для установления фактов подтверждения первичными учетными документами и данными бухгалтерского и налогового учета сумм доначисленных платежей согласно акту проверки налогового органа, по итогам которой с учетом результатов проведенной экспертизы, дополнительно предоставленных документов, налоговым органом вынесено решение об уменьшении суммы недоначисленных налогов.

Заслушав представителей сторон и изучив доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований частично и признании недействительным с момента принятия решения районной инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по акту внеплановой проверки в части доначисления 20 111,26 рублей налогов, 2 784,76 рублей пени. В остальной части требований судом отказано.

В соответствии с решением суда налоговому органу необходимо выплатить в пользу ООО «С» 270 белорусских рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 365,10 рублей в возмещение расходов по оплате экспертизы, а также 350,00 рублей в возмещение расходов по оказанию юридических услуг.

Налоговым органом была подана жалоба на решение экономического суда, по итогам рассмотрения которой суд апелляционной инстанции решение оставил без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Решение вступило в законную силу.

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ