Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 14.10.2021 по делу № 156АП21516/Жн/Н

11 ноября 2021  231

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении

                                                    14.10.2021                                                        

Дело № 156АП21516/Жн/Н

г. Минск

Верховный   Суд   Республики   Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании  жалобу общества с дополнительной ответственностью «А» на постановление экономического суда Минской области от 09.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), поступившему из Минского областного исполнительного комитета,  в отношении  общества с дополнительной ответственностью «А», с участием представителя ОДО «А» – К. (доверенность №25/06 от 25.06.2021), представителя Миноблисполкома – Ч. (доверенность №1423/77 от 21.07.2021),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением экономического суда Минской области от 09.09.2021 общество с дополнительной ответственностью «А» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.9 КоАП, и на него наложен штраф в размере 20 базовых величин.

Общество с дополнительной ответственностью «А» в поданной на вышеуказанное постановление жалобе просит его отменить и производство по делу прекратить, поскольку факт того, что проводимое им рекламное мероприятие «Кофемания» являлось рекламной акцией, а не рекламной игрой, установлен вступившим в законную силу определением от 15.04.2021 судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда по делу №98ГИП20127/А, что в силу части 3 статьи 6.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) подлежит принятию без дальнейшего доказывания.

По мнению заявителя жалобы, разъяснение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) от 07.05.2021 о том, что рекламное мероприятие «Кофемания»  обладало всеми признаками рекламной игры, носят характер расширительного толкования ввиду того, что порядок проведения рекламных акций нормативно не регламентирован, в связи с чем условия таких акций определяются их организатором самостоятельно, данные условия могут быть им изменены по своему усмотрению, в том числе в части выдачи подарков.

Также ОДО «А» ссылается на то, что проведение подобных рекламных акций с указанием «Количество товаров/подарков ограничено» является распространенной практикой, такое указание не ограничивает участников акции в возможности получения выигрыша, и в случае наступления момента, когда по независящим от организатора причинам товар/подарок будет ограничен к выдаче, проводимое мероприятие не должно признаваться рекламной игрой, так как при таком подходе не учитывается фактическое исполнение организатором условий рекламной акции.

Выслушав явившихся представителей, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии частью 1 статьи 13.9 ПИКоАП при рассмотрении жалобы (протеста) на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность, обоснованность и справедливость вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.06.2021 обществу с дополнительной ответственностью «А» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.9 КоАП, выразившегося в проведении с 08.09.2020 по 30.11.2020 в сети АЗС «…» рекламного мероприятия «Кофемания», обладавшего всеми признаками рекламной игры, без прохождения ее регистрации в МАРТ, чем нарушены статьи 2, 10 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), пункт 5 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 №51 (далее – Положение).

По результатам рассмотрения дела экономический суд Минской области признал доказанным факт совершения ОДО «А» вменяемого ему административного правонарушения, что подтверждается собранными органом, ведущим административный процесс, и имеющимися в деле доказательствами.

Доводы заявителя жалобы о том, что проведенное им мероприятие «Кофемания» является рекламной акцией, а не игрой, не соответствует нормам законодательства Республики Беларусь.

Правовое регулирование проведения рекламных игр и иных мероприятий в Республике Беларусь осуществляется Законом о рекламе, в частности статьей 23 данного Закона, требования к проведению рекламных игр предусмотрены Положением.

Согласно абзацу двенадцатому статьи 2 Закона о рекламе, абзацу шестому пункта 2 Положения рекламная игра – деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры, за исключением деятельности, не относящейся к рекламным играм в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и  указанной в пункте 4 Положения.

Пунктом 4 Положения установлено, что не являются рекламными играми, в частности, рекламные акции в форме проводимых в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) мероприятий, в процессе которых все их участники, выполнившие условия, установленные проводящей эти мероприятия организацией или индивидуальным предпринимателем, а также представительством иностранной организации, получают одинаковые подарки.

Положением также определены следующие понятия (абзацы второй, пятый, восьмой пункта 2 данного Положения):

выигрыш – определенные правилами проведения рекламной игры призовой фонд рекламной игры либо его часть, выдаваемые (предоставляемые) организатором рекламной игры после розыгрыша призового фонда рекламной игры ее участнику (участникам), признанному выигравшим (признанным выигравшими) рекламную игру в соответствии с условиями ее проведения (далее – победитель (победители);

призовой фонд рекламной игры (далее – призовой фонд) – определенные организатором сумма денежных средств и (или) иное имущество (работы, услуги), предназначенные для выдачи (предоставления) победителю (победителям);

розыгрыш призового фонда – установленная правилами проведения рекламной игры процедура, обеспечивающая признание участника (участников) рекламной игры победителем (победителями) из числа участников рекламной игры, которые первыми выполнили условия, предусмотренные в правилах проведения рекламной игры, либо в результате случайного выбора.

Анализ законодательно закрепленных определений «рекламной игры» и «рекламной акции», а также иных терминов, характеризующих проведение рекламных игр, свидетельствует, что оба таких мероприятия имеют своей направленностью стимулирование реализации товаров (работ, услуг), а отличительным признаком, отграничивающим указанные рекламные мероприятия одно от другого, является те правила соответствующего мероприятия, которые предусматривают порядок выдачи его участникам, выполнившим установленные организатором условия, соответствующих призов либо подарков.

Если в ходе рекламного мероприятия составляющее призовой фонд имущество выдается только тем участникам, которые успели первыми выполнить условия, предусмотренные в правилах проведения этого мероприятия, то такое мероприятие следует признавать рекламной игрой независимо от того, какими причинами вызван такой порядок выдачи призов, поскольку проведение рекламной акции изначально предполагает выдачу в течение периода ее проведения одних и тех же подарков всем участникам, выполнившим условия акции. 

Рекламное мероприятие «Кофемания» проводилось ОДО «А» с 00:00:00 08.09.2020 по 23:59:59 30.11.2020 в соответствии с правилами, утвержденными приказом от 03.09.2020 №423, которыми предусматривалась выдача следующих подарков: 90 фишек – рожковая кофеварка штрих-код 000001481; 50 фишек – ручная кофемолка штрих-код 000001482; 45 фишек – повербэнк мощностью 5 000 штрих-код А000001483; 40 фишек – френч-пресс штрих-код 000001485; 20 фишек – упаковка кофе 250 г штрих-код 000001485; 25 фишек – зонт штрих-код 000001486; 15 фишек – 5 хот-догов французских с куриной сосиской, 165 г, 3 соуса 000001487; 10 фишек – эко-сумка 000001488 (пункт 5 правил).

В указанные правила приказами от 30.10.2020 №550-6 и от 13.11.2020 №580 вносились изменения, которые касались порядка выдачи подарков и предусматривали: возможность в случае отсутствия какого-либо из подарков осуществить его замену на другой равнозначный подарок, другое количество фишек, необходимых для получения соответствующих подарков, а также сначала изменение приза «рожковая кофеварка» на «кофеварка», а затем исключение из числа подарков кофеварки по причине прекращения ее выдачи. Кроме того, в информации о проводимом мероприятии (на выдаваемых участникам флаерах и на сайте компании) имелось указание, что количество подарков ограничено.

По результатам изучения и оценки условий участия в рекламном мероприятии «Кофемания» суд и орган, ведущий административный процесс, пришли к правильному выводу о проведении ОДО «А» в данном случае рекламной игры, поскольку соответствующие подарки получали участники, которые первыми выполнили условия, а получение одинаковых подарков всеми выполнившими условия участниками не предполагалось как в силу имевшегося указания об ограниченном количестве подарков, так и в силу внесенных в последующем изменений в условия проведения этого мероприятия.

Доводы жалобы о праве организатора самостоятельно определять и изменять условия рекламных акций в части выдачи подарков не могут быть признаны правомерными, поскольку такое право лица, проводящего рекламное мероприятие именно в виде рекламной акции, ограничено установленной пунктом 4 Положения его обязанностью выдавать одинаковые подарки всем, кто выполнил условия такой акции, что и позволяет отнести данное мероприятие к рекламной акции.

Соответственно, данное Главному управлению торговли и услуг Минского областного исполнительного комитета разъяснение МАРТ от 07.05.2021 относительно рекламного мероприятия «Кофемания» полностью основано на нормах законодательства, рассмотрение вопросов их применения отнесено к компетенции данного государственного органа, а доводы жалобы об их расширительном толковании являются несостоятельными.

Относительно доводов о проведении аналогичных рекламных акций иными субъектами хозяйствования, наличии возможности у любого участника такого мероприятия получить выигрыш и прекращении выдачи подарков по независящим от организатора причинам, а также о фактическом исполнении организатором условий такой акции, то правового значения для рассмотрения настоящего дела они не имеют и на правильность выводов о квалификации проведенного ОДО «А» мероприятия в качестве рекламной игры не влияют.

Что касается ссылки ОДО «А» на преюдициальное значение определения от 15.04.2021 судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда по делу №98ГИП20127/А в части квалификации мероприятия как рекламной акции, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно части 3 статьи 6.2 ПИКоАП не подлежат доказыванию факты, установленные вступившими в законную силу решением суда по гражданскому делу, но не правовые выводы, сделанные судом применительно к установленным им правоотношениям и связанные с судебным толкованием норм права.

         Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления экономического суда Минской области от 09.09.2021 по настоящему делу не имеется.

Руководствуясь статьями 13.9 – 13.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление экономического суда Минской области от 09.09.2021 по делу №156АП21516/Жн/Н в отношении общества с дополнительной ответственностью «А» оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 13.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации