Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 27.04.2021 по делу № 170-10/2020

27 мая 2021  228

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                                27.04.2021                                                                    

Дело № 170-10/2020

г. Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу учреждения здравоохранения «Ч» на решение экономического суда Гомельской области от 03.12.2020 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 24.02.2021 по делу  №170-10/2020/371А по иску финансового отдела районного исполнительного комитета к учреждению здравоохранения «Ч» о взыскании 21 390,04 белорусских рублей, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛА:

экономический суд Гомельской области решением от 03.12.2020, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2021, удовлетворил исковые требования финансового отдела районного исполнительного комитета (далее – финотдел райисполкома) и взыскал с учреждения здравоохранения «Ч» (далее – УЗ «Ч») в доход республиканского бюджета 14 683,17 белорусских рубля бюджетных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства, а также 6 706,87 белорусских рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленных по состоянию на 30.10.2020.

УЗ «Ч» подало кассационную жалобу, в которой просит решение от 03.12.2020 и постановление от 24.02.2021 отменить. В обоснование жалобы указывается на перечисление денежных средств заявителю после рассмотрения и проверки обоснованности выплат финотделом райисполкома и отсутствие на момент единовременных выплат разъяснений по применению норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.1998 № 1842 «О введении контрактной формы найма на работу педагогических, медицинских, фармацевтических работников, работников культуры, включая руководителей этих работников, специалистов и руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений, специалистов сельского и жилищно-коммунального хозяйства, специалистов, осуществляющих ветеринарную деятельность, работников и специалистов системы потребительской кооперации в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС» (далее - постановление № 1842). Заявитель также считает неправильной классификацию нарушения, предъявленного финотделом райисполкома.

Финотдел райисполкома в отзыве на кассационную жалобу просит оставить жалобу без удовлетворения, а обжалуемые судебные постановления без изменения.

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь вынесено после перерыва, объявленного в судебном заседании 20.04.2021.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и прекращении производства по делу.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с постановлением № 1842 УЗ «Ч» в 2014-2015 годах произвело единовременные выплаты (с учетом уплаченных страховых взносов) на общую сумму 14 683,17 белорусских рубля работникам учреждения: начальнику хозяйственной службы при заключении первого контракта сроком на 5 лет, заведующему планово-экономического сектора при заключении первого контракта сроком на 5 лет, главному бухгалтеру и заместителю главного бухгалтера.

В апреле 2018 года финотделом райисполкома был проведен мониторинг практики применения организациями и учреждениями района, расположенными на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, постановления № 1842. В результате мониторинга истец пришел к выводу о том, что указанные выплаты произведены УЗ «Ч» незаконно, что с учетом требований статьи 138 Бюджетного кодекса Республики Беларусь повлекло за собой использование бюджетных средств в сумме 14 683,17 белорусских рубля с нарушением законодательства.

Об устранении нарушений и принятии мер по самостоятельному возмещению бюджетных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства, финотдел райисполкома направлял в адрес УЗ «Ч» письма от 23.04.2018, от 30.05.2018, от 12.02.2019).

УЗ «Ч» в добровольном порядке денежные средства не возместило, в связи с чем финотдел райисполкома обратился с иском о взыскании 14 683,17 белорусских рублей бюджетных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства, и 6 706,87 белорусских рублей процентов, исчисленных по состоянию на 30.10.2020, в экономический суд Гомельской области.

Экономический суд исковые требования признал законными и обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Вместе с тем, Бюджетным кодексом Республики Беларусь установлен иной (внесудебный) порядок применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Так, в соответствии со статьей 134 Бюджетного кодекса Республики Беларусь за нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения: приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств; взыскание бюджетных средств; приостановление операций по счетам в банке; начисление и взыскание пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами. Органами, имеющими право на применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, являются, в том числе Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы, финансовые органы администраций районов.

На основании части первой пункта 1, части первой пункта 2 статьи 146 Бюджетного кодекса Республики Беларусь средства бюджета, использованные с нарушением бюджетного законодательства, и иные платежи в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, взыскиваются Министерством финансов, его территориальными органами, местными финансовыми органами, финансовыми органами администраций районов в бесспорном порядке. Взыскание обращается на денежные средства, находящиеся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках, в том числе депозитных, на основании приказа Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа, финансового органа администрации района о принудительном взыскании денежных средств, которые являются исполнительными документами.

В силу пункта 8 данной статьи при недостаточности либо отсутствии на счетах организации, индивидуального предпринимателя денежных средств взыскание обращается на иное имущество организации, индивидуального предпринимателя в судебном порядке.

Таким образом, требование финотдела райисполкома о взыскании с УЗ «Ч» 14 683,17 белорусских рублей бюджетных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства, и 6 706,87 белорусских рублей процентов не подлежит рассмотрению в суде.

На основании абзаца второго статьи 149 ХПК суд, рассматривающий экономические дела, прекращает производство по делу, если спор не подлежит рассмотрению в суде, рассматривающем экономические дела.

Следовательно, судебными инстанциями экономического суда Гомельской области неправильно применены нормы материального и процессуального права, что в соответствии со статьей 297 ХПК является основанием для отмены судебных постановлений и прекращении производства по делу.

Согласно пункту 1 статьи 150 ХПК в судебном постановлении указываются основания для прекращения дела, а также решаются вопросы о распределении между сторонами судебных расходов и возврате государственной пошлины в случаях, предусмотренных законодательством. Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные УЗ «Ч» при подаче апелляционной и кассационной жалоб, подлежат отнесению на финотдел райисполкома.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 133, 294, 296-298, 331, 332 ХПК, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

решение экономического суда Гомельской области от 03.12.2020 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 24.02.2021 по делу № 170-10/2020 отменить.

Производство по делу прекратить.

Взыскать с финансового отдела районного исполнительного комитета в пользу учреждения здравоохранения «Ч» 1 283,40 белорусских рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.

Выдать судебный приказ.

Поручить экономическому суду Гомельской области выдать поворотные приказы при предоставлении доказательств исполнения судебных приказов, основанных на решении от 03.12.2021.

При прекращении производства по делу вторичное обращение в суд, рассматривающий экономические дела, по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу с момента его принятия, может быть обжаловано (опротестовано) в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации