Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  28437 6 декабря 2022  74 1 декабря 2022  1123
О назначении судебного разбирательства по уголовному делу по обвинению Сазанович Я.С., Навоши Д.А., Занемонской В.И., Высоцкой О.В., Богдановича Д.А. в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.130, ч.3 ст.203-1 УК Республики Беларусь
21 ноября 2022  1579 14 ноября 2022  872 11 ноября 2022  1203

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 04.09.2020 по делу № 83-15Ап/2020/148Жн

8 сентября 2020  421

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении

                                                  04.09.2020                                                       

Дело №83-15Ап/2020/148Жн

г. Минск

Верховный  Суд  Республики Беларусь  рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу К. на постановление экономического суда Минской области от 13.07.2020 по делу №83-15Ап/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,  с участием К. (паспорт), представителей органа, ведущего административный процесс – В. по доверенности от 25.03.2020 №7-1-10/20, С. по доверенности от 02.09.2020 №7-1-10/4,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением экономического суда Минской области от 13.07.2020 К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и на нее наложен штраф в размере 2 базовых величин, что на день вынесения постановления составляет 54 рубля, с конфискацией 30 % суммы дохода, полученного от предпринимательской деятельности, в размере 8 960,28 рублей.

В жалобе К. просит постановление суда отменить и дело об административном правонарушении прекратить, поскольку в ее действиях не имеется признаков предпринимательской деятельности ввиду того, что она лишь оказывала помощь в заказе товаров на рынке «Садовод», выступая по поручению и в интересах других лиц, дохода от своих действий не получала.

Также К. считает, что в материалах дела отсутствуют достаточные и допустимые доказательства совершения ею административного правонарушения, размер вменяемого ей дохода в сумме 29 867,63 рублей как полученного от осуществления незаконной предпринимательской деятельности органом, ведущим административный процесс, в установленном порядке не подтвержден, а назначенное судом наказание является чрезмерно суровым и не соответствует характеру административного правонарушения.

В судебном заседании К. поддержала доводы жалобы, пояснила, что предпринимательскую деятельность не осуществляла и доход от нее не получала, так как в обозначенный период участвовала в совместных закупках как потребитель, взяв на себя обязанности по их организации, в связи с чем ей возмещались расходы, также оспаривала сумму вменяемого ей дохода.

Представители инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Пуховичскому району считают жалобу необоснованной.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся представителей, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 12.8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы (протеста) суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 24.06.2020 К. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования, а именно: в период с 14.10.2019 по 04.05.2020 она с использованием групп «купи…» и «Мысли …» в социальной сети «Вконтакте» принимала заказы от физических лиц – членов указанных групп на товар, сведения о котором размещены на сайтах интернет-страниц продавцов рынка «Садовод», и закупала данный товар на территории Российской Федерации в г.Москва на рынке «Садовод» с целью его дальнейшей реализации и получения дохода. Передача покупателям заказанного ими товара производилась в месте и время по договоренности сторон, оплата – путем предварительного зачисления наличных и безналичных денежных средств на зарегистрированные на имя К. карт-счета №6…1 и №6…3, открытые в ОАО «СБ «Беларусбанк». Доход от осуществления К. незаконной предпринимательской деятельности по реализации товаров в период с 14.10.2019 по 04.05.2020 составил 29 867,63 рублей.

Согласно статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Соответственно, деятельность по организации соответствующих групп в социальных сетях, приему заказов от конечных потребителей, сбору денежных средств, приобретению и доставке выбранных товаров, распределению его среди покупателей, осуществляемая регулярно и с получением дохода от такой деятельности, когда физическое лицо-организатор совместной закупки не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП Республики Беларусь.

Имеющиеся в деле доказательства, в частности, протокол об административном правонарушении, объяснения, распечатка переписки участников группы «купи…», другие материалы, свидетельствуют о том, что К. на систематической основе осуществлялась закупка предварительно заказанных и оплаченных иными лицами товаров, причем количество потенциальных покупателей, размеры приобретаемых для этих лиц партий товаров и установленные условия их приобретения  свидетельствуют о коммерческом характере деятельности лица, в отношении которого ведется административный процесс, и наличии цели получения дохода в связи с оказанием услуг по совершению совместных закупок.

Доводы жалобы об отсутствии достаточных и допустимых доказательств совершения ею административного правонарушения являются несостоятельными, поскольку собранные налоговым органом письменные материалы соответствуют требования статей 6.3, 6.14 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административный правонарушениях (далее – ПИКоАП), получены им законно, с соблюдением установленных правил, а также из открытых источников, содержащиеся в них сведения позволяют однозначно установить характер деятельности лица, в отношении которого ведется административный процесс, и значимые обстоятельства по делу, подтверждаемые ими факты логичны и согласуются между собой.

Согласно статье 6.12 ПИКоАП собирание доказательств производится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, судьей.

В силу статьи 6.13 ПИКоАП собранные по делу об административном правонарушении доказательства подлежат всесторонней, полной и объективной проверке судом, органом, ведущим административный процесс. Проверка доказательств состоит в установлении их источников, получении других доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство, в их анализе, сопоставлении с другими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении.

В обоснование размера дохода, полученного при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Пуховичскому району представлены сведения о движении денежных средств по банковским счетам, доступ к которым может быть обеспечен при использовании дебетовых банковских платежных карточек (карт-счетов №6…1 и №6…3), полученные в открытом акционерном обществе «Сберегательный банк «Беларусбанк».

Согласно справке-пояснению о сумме дохода от 04.09.2020 на указанные счета физического лица за период с 14.10.2019 по 04.05.2020 поступило 48 329,32 рублей. Из данной суммы инспекцией были исключены платежи в счет пенсий, ежемесячная капитализация, безналичное зачисление на счет от УП «М» и ОО спорта и туризма Пуховичского РИК, выплата бонуса, переводы на счета других физических лиц, и при определении включенной в протокол от 24.06.2020 суммы дохода в размере 29 867,63 рублей были учтены денежные средства, внесенные на счета путем пополнения наличными, и переводы денежных средств с других счетов.

Вместе с тем, К. указано, что карт-счета №6…1 и №6…3 использовались ею не только для аккумулирования денежных средств, поступающих от участников совместных закупок, но имели место также отмеченные ею в распечатке пополнения банковской карты собственными денежными средствами, а также иные поступления в личных целях, что ставит под сомнение получение ею 29 867,63 рублей исключительно в связи с осуществлением ею незаконной предпринимательской деятельности по совершению совместных покупок.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы относительно неверного определения суммы дохода от деятельности, связанной с осуществлением совместных закупок, подлежат проверке, а рассчитанная согласно справке-пояснению от 04.09.2020 и вмененная К. в протоколе от 24.06.2020 сумма дохода в размере 29 867,63 рублей – возможной корректировке с учетом ее пояснений об использовании карт-счетов №6…1 и №6…3 в том числе для удовлетворения личных и семейных потребностей, а также исходя из характера и правовой квалификации правоотношений, возникших между всеми участниками таких закупок.

Следовательно, постановление экономического суда Минской области от 13.07.2020 по настоящему делу нельзя признать законным и обоснованным, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12.14-1 ПИКоАП оно подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении необходимо учесть изложенное, проверить доводы К., приведенные в жалобе, исследовать все обстоятельства по делу, связанные с указанным в протоколе правонарушением, и дать им надлежащую оценку и вынести постановление в соответствии с нормами законодательства.

Руководствуясь статьями 12.8 – 12.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление экономического суда Минской области от 13.07.2020 по делу об административном правонарушении №83-15Ап/2020 в отношении К. отменить, дело направить на новое рассмотрение в экономический суд Минской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 12.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Судья                                                                                      

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации