Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  28437 6 декабря 2022  75 1 декабря 2022  1126
О назначении судебного разбирательства по уголовному делу по обвинению Сазанович Я.С., Навоши Д.А., Занемонской В.И., Высоцкой О.В., Богдановича Д.А. в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.130, ч.3 ст.203-1 УК Республики Беларусь
21 ноября 2022  1581 14 ноября 2022  872 11 ноября 2022  1204

Постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 14.07.2021 по делу № 153АП21222/Жн

21 июля 2021  665

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении

                                                 14.07.2021г.                                                      

Дело № 153АП21222/Жн

г. Минск

Верховный Суд Республики Беларусь в составе судьи, рассмотрел в открытом судебном заседании  с применением видеоконференцсвязи жалобу Гомельской таможни на постановление экономического суда Гомельской области от 25.05.2021 о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 13.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении П., с  участием представителя органа, ведущего административный процесс – старшего инспектора отдела  таможенных расследований П. по доверенности от 05.01.2021 № 03-2/147,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением экономического суда Гомельской области  от 25.05.2021 дело об административном правонарушении в отношении П. по статье 13.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  (далее – КоАП) прекращено в связи с истечением сроков наложения административного взыскания (пункт 1 части 1 статьи 7.6 КоАП).

         В жалобе Гомельская таможня просит постановление экономического суда Гомельской области отменить и направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение, считает, что водитель индивидуального предпринимателя Б. П. является его должностным лицом, следовательно, сроки наложения административного взыскания за совершение должностным лицом административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных (служебных) обязанностей необходимо  исчислять исходя из норм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 7.6 КоАП, то есть не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения и шести месяцев со дня его обнаружения.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы,  выслушав представителя органа, ведущего административный процесс, суд пришел к следующему.

         В соответствии частью 1 статьи 13.9 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) при рассмотрении жалобы (протеста) на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность, обоснованность и справедливость вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 03.05.2021 П. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного  статьей 13.12 КоАП, выразившегося в транспортировке товара (томаты свежие весом 14 632,5 кг) из Республики Беларусь в Российскую Федерацию в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов). Данный факт установлен Смоленской таможней на 454 км трассы М-1  в районе АЗС Краснинского района  Смоленской области Российской Федерации в результате проверки транспортного средства марки «DAF» регистрационный знак АМ 1761-3/ с полуприцепом регистрационный знак А2163В-3-1 под управлением П.

В данном протоколе указано, что гражданин  П. транспортировал товар не в рамках выполнения трудовых обязанностей у индивидуального предпринимателя Б., а по собственной инициативе с целью дополнительного заработка от третьих лиц.

Доводы жалобы  о том, что гражданин П.  является должностным лицом у ИП Б. являются надуманными и в ходе ведения административного процесса  Гомельской таможней не были изучены и не нашли отражения в протоколе об административном правонарушении от 03.05.2021. Более того, протокол был составлен на физическое лицо, осуществляющее транспортировку товара без сопроводительных документов, что предусматривает санкция статьи 13.12 КоАП. Обязанность доказывания виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по делу об административном  правонарушении, лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс (часть 2 статьи 61 ПИКоАП).

В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 7.6 КоАП административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения физическим лицом - не позднее двух месяцев со дня его совершения, а за совершение таким лицом длящегося административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда данное правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Экономический суд Гомельской области правильно применил нормы данной статьи, указав, что дело поступило в суд 15 мая 2021, в то время как правонарушение было совершено 29.01.2021.

       В силу пункта 3 части 1 статьи 1.10 КоАП должностное лицо – физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее в организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции либо уполномоченное в установленном порядке организациями, Вооруженными Силами Республики Беларусь, другими войсками и воинскими формированиями на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.

        Поскольку исходя из разъяснения отдельных терминов определенных в статье 1.10 КоАП П., управляющий вышеназванным транспортным средством при выполнении транспортировки груза,  не может быть отнесен к должностному лицу, выполняющему в организации организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо уполномочен в  установленном порядке организацией на совершение юридически значимых действий.

Верховный Суд приходит к выводу, что экономический суд Гомельской области обоснованно прекратил производство по делу в связи с наличием обстоятельств, исключающих административный процесс. Не допущено нарушений, которые в силу статьи 13.16 Процессуально – исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях могли послужить основанием для отмены  обжалованного постановления.

Руководствуясь статьями 13.9 – 13.11 Процессуально – исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление экономического суда Гомельской области от 25.05.2021  о прекращении дела № 153АП21222  об административном правонарушении в отношении П. по статье 13.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  оставить без изменения, а  жалобу  Гомельской таможни – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу немедленно после его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 13.12 Процессуально – исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Судья                                                                                      

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации