Верховный Суд
Республики Беларусь
Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь
220020, г. Минск, ул. Орловская, 76
Дело № 02н-880/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 августа 2020 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Ф. по протесту заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь.
По приговору районного суда от 28 июня 2019 года с учетом изменений, внесенных в него апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам областного суда от 1 октября 2019 года, Ф. осужден по ч. 3 ст. 328 УК на 11 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима.
На основании ст. 8 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2019 года «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» Ф. освобожден от назначенного наказания в виде лишения свободы частично сроком на один год.
Постановлением районного суда от 21 января 2020 года, вынесенным в порядке ст.ст. 402, 402-2 УПК, срок наказания в виде лишения свободы, назначенного Ф. по приговору районного суда от 28 июня 2019 года, снижен с 11 до 10 лет.
Постановлением президиума областного суда от 24 апреля 2020 года постановление районного суда от 21 января 2020 года изменено, срок назначенного Ф. наказания в виде лишения свободы снижен до 9 лет.
Этим же приговором осуждены по ч. 1 ст. 328 УК С. и К., протест в отношении которых не принесен.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Беларусь, выступление прокурора отдела Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, поддержавшей протест, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ф. признан виновным в незаконных с целью сбыта приобретении, хранении, перевозке и незаконном сбыте особо опасных психотропных веществ, совершенных группой лиц.
В протесте ставится вопрос об изменении приговора и апелляционного определения, отмене постановления районного суда и постановления президиума областного суда, постановленных в отношении Ф., в связи с несоответствием изложенных в них выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением уголовного закона. При этом не оспаривается совершение Ф. группой с неустановленными лицами незаконного с целью сбыта хранения особо опасного психотропного вещества, обнаруженного и изъятого сотрудниками органов внутренних дел. Однако указывается о недоказанности приобретения и сбыта этого вещества осужденным, а также участия других лиц в перевозке им данного вещества. Предлагается исключить из приговора и апелляционного определения указание на осуждение Ф. по ч. 3 ст. 328 УК за незаконные с целью сбыта приобретение, перевозку и незаконный сбыт особо опасных психотропных веществ, совершенные группой лиц; считать Ф. осужденным по ч. 3 ст. 328 УК за незаконное с целью сбыта хранение особо опасных психотропных веществ, совершенное группой, незаконную с целью сбыта перевозку особо опасных психотропных веществ; снизить назначенное осужденному по ч. 3 ст. 328 УК наказание в виде лишения свободы до 8 лет; заменить указание о зачете ему в срок отбытого наказания срока содержания под стражей с 31 октября 2018 года по 27 июня 2019 года на с 30 октября 2018 года по 27 июня 2019 года из расчета один день содержания под стражей соответствует одному дню лишения свободы; в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2020 года «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» освободить Ф. от наказания частично сроком на один год; постановление районного суда от 21 января 2020 года и постановление президиума областного суда от 24 апреля 2020 года в отношении Ф. отменить; в остальной части состоявшиеся судебные решения оставить в силе.
Рассмотрев дело, обсудив протест, судебная коллегия находит, что протест подлежит удовлетворению частично.
Материалами дела установлено и в протесте не оспаривается то, что Ф. группой с неустановленными лицами незаконно с целью сбыта хранил не менее 3,6302 г порошкообразных веществ, содержащих в своем составе особо опасное психотропное вещество альфа-PVP. Данные вещества были обнаружены и изъяты по месту жительства осужденного и в тайниках по различным адресам в г.Б., а также у К. и С., осужденных по настоящему приговору по ч. 1 ст. 328 УК за приобретение этих веществ.
Приведенные обстоятельства в совокупности с признанными судом достоверными показаниями Ф. в ходе досудебного производства о незаконном с целью сбыта приобретении им указанного особо опасного психотропного вещества бесспорно свидетельствуют о совершении осужденным данного преступного деяния.
Учитывая изложенное, содержащиеся в протесте доводы о том, что осужденный не приобретал изъятое особо опасное психотропное вещество, являются необоснованными.
Кроме того, из показаний Ф. следует, что особо опасное психотропное вещество он забирал в тайниках в г.М., перевозил и раскладывал по тайникам в г.Б., после чего информацию о них сообщал неустановленным соучастникам незаконного оборота данного вещества согласно достигнутой с ними договоренности.
Эти показания Ф. согласуются с приведенными в приговоре перепиской и информацией, обнаруженными в мобильном телефоне, компьютере, ноутбуке осужденного и в сети Интернет, а также сведениями в отношении абонентского номера, которым он пользовался.
Данные обстоятельства и факт обнаружения в мобильных телефонах Ф. и С. аналогичной фотографии с изображением участка местности и его координат, где С. и К. забрали из тайника приобретенное ими у неустановленных лиц особо опасное психотропное вещество альфа-PVP массой 0,1676 г, свидетельствуют о совершении осужденным незаконного сбыта этого вещества группой с неустановленными лицами.
Поэтому приведенные в протесте доводы о недоказанности совершения Ф. незаконного сбыта особо опасного психотропного вещества и участия других лиц в незаконной перевозке осужденным данного вещества являются необоснованными.
Суд правильно квалифицировал действия осужденного по ч. 3 ст. 328 УК как незаконные с целью сбыта приобретение, хранение, перевозка и незаконный сбыт особо опасных психотропных веществ, совершенные группой лиц.
Наказание Ф. судом назначено в соответствии с требованиями ст. 62 УК. При этом в должной мере учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы и цели содеянного, данные о личности осужденного, наличие обстоятельств, смягчающего и отягчающего его ответственность.
Назначенное наказание соответствует целям уголовной ответственности и является справедливым.
В связи с этим содержащаяся в протесте просьба о смягчении Ф. наказания не подлежит удовлетворению.
Суд второй инстанции должным образом проверил изложенные в апелляционных протесте и жалобе доводы и указал в апелляционном определении мотивы, по которым признал доводы необоснованными.
В связи с отсутствием оснований для смягчения назначенного Ф. наказания не имеется оснований и для отмены или изменения постановления районного суда от 21 января 2020 года, которым приговор в отношении осужденного приведен в соответствие в Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 года № 220-З «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь», а также постановления президиума областного суда от 24 апреля 2020 года, которым изменено постановление от 21 января 2020 года.
Вместе с тем суд в приговоре неправильно произвел осужденному зачет в срок наказания времени предварительного заключения под стражу.
Как следует из протокола задержания от 31 октября 2018 года (т. 1 л.д. 14) и уведомления о задержании (т. 1 л.д. 20), Ф. задержан 30 октября 2018 года.
Однако суд произвел зачет указанного времени лишь с 31 октября 2018 года.
Поэтому приговор и апелляционное определение следует изменить, заменить в резолютивной части приговора указание о зачете Ф. в срок наказания времени предварительного заключения его под стражу «с 31 октября 2018 года по 27 июня 2019 года на «с 30 октября 2018 года по 27 июня 2019 года».
В остальной части приговор и апелляционное определение в отношении Ф. следует оставить в силе.
Помимо изложенного, 22 мая 2020 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18 мая 2020 года № 17-З «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 7 данного Закона лица, совершившие преступления до дня вступления в силу настоящего Закона, которым назначено наказание в виде лишения свободы, подлежат освобождению от наказания частично сроком на один год.
Предусмотренных данным Законом препятствий для применения амнистии к Ф. не имеется.
Поэтому его следует освободить от назначенного наказания частично сроком на 1 год.
В остальной части приговор и апелляционное определение в отношении Ф. следует оставить в силе, а протест – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 412 УПК, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор районного суда от 28 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам областного суда от 1 октября 2019 года в отношении Ф. изменить.
Заменить в резолютивной части приговора указание о зачете Ф. в срок наказания времени предварительного заключения его под стражу «с 31 октября 2018 года по 27 июня 2019 года» на «с 30 октября 2018 года по 27 июня 2019 года».
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2020 года № 17-З «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» освободить Ф. от назначенного наказания в виде лишения свободы частично сроком на один год.
В остальной части данные судебные решения оставить в силе, а протест заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи