Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  25712
4 августа 2022  762 4 августа 2022  512 4 августа 2022  552 4 августа 2022  580 28 июля 2022  1783

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 08.07.2020 по делу № 205-5/2019/173А/649К

21 июля 2020  1748

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                         08.07.2020                                                

Дело № 205-5/2019/173А/649К

г. Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Минского областного исполнительного комитета на решение экономического суда Минской области от 12.03.2020 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 19.05.2020 по делу № 205-5/2019 по иску Минского областного исполнительного комитета к обществу с ограниченной ответственностью «В» о взыскании 45 245,43 рублей сумм льгот и преференций по инвестиционному договору, с участием представителя от заявителя жалобы главного специалиста Ч. А.С. (доверенность от 26.02.2020 № 322/77)  

УСТАНОВИЛА:

Экономический суд Минской области решением от 12.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого суда от 19.05.2020, отказал Минскому областному исполнительному комитету (далее — Миноблисполком) в удовлетворении иска о взыскании сумм льгот и преференций по инвестиционному договору.

Миноблисполком обратился с кассационной жалобой на указанные судебные постановления, в которой просит их отменить, и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять постановление об удовлетворении иска.

Заявитель жалобы полагает, что судебные инстанции экономического суда неправильно применили к отношениям по исполнению ответчиком обязательств перед бюджетом нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) об исковой давности.  

В заседании судебной коллегии представитель Миноблисполкома поддержал доводы кассационной жалобы.

ООО «В» просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, о чем представлен письменный отзыв.

Представитель ответчика в судебное заседание 08.07.2020 не явился, о рассмотрении кассационной жалобы надлежаще извещен, что в соответствии со статьей 293 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения экономическим судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к выводу о том, что решение экономического суда от 12.03.2020 и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2020 надлежит отменить, а иск Минблисполкома о взыскании с ООО «В» 45 245,43 рублей сумм льгот и преференций по инвестиционному договору — удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 297 ХПК основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда, рассматривающего экономические дела, первой и (или) апелляционной инстанций являются их необоснованность, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Как усматривается из материалов дела, между Республикой Беларусь в лице Миноблисполкома и ООО «В» (инвестор) 21.03.2011 был заключен инвестиционный договор (далее – инвестиционный договор), зарегистрированный 23.03.2011 за номером ИД-490, в соответствии с которым инвестор осуществляет инвестиционную деятельность в Республике Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта по строительству фирменной станции технического сервиса с сопутствующими объектами на территории Минского района.

Дополнительным соглашением №1 от 21.09.2012 (зарегистрировано 24.09.2012 № ИД-490/1) сторонами  определен конечный срок реализации инвестиционного проекта – 01.08.2013.

Решением Миноблисполкома от 17.09.2012 №1136 ООО «В» предоставлены земельные участки общей площадью 1,2047 га, в том числе 0,9437 га земель в аренду сроком на 99 лет для строительства и обслуживания  фирменной станции технического сервиса с сопутствующими объектами и 0,2610 га земель в аренду сроком на 1 год и 6 месяцев для строительства инженерных коммуникаций. В связи с признанием вышеназванного решения утратившим силу, решением Миноблисполкома от 04.03.2013 №250  изъяты для государственных нужд земельные участки общей площадью 1.2047 га из земель в Минском районе и предоставлены инвестору в аренду сроком на 99 лет для строительства и обслуживания  фирменной станции технического сервиса с сопутствующими объектами в районе а.г. Сеница и  колодцев инженерных коммуникаций, и в аренду сроком 1 год и 6 месяцев для строительства инженерных коммуникаций.

Государственная регистрация права на земельные участки на имя инвестора в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществлена 18.03.2013.

В связи с  заключением инвестиционного договора ООО «В»  было реализовано право  на освобождение  от платы за право заключения договора аренды земельного участка, арендной платы за пользование земельным участком в период действия инвестиционного договора, а также от возмещения потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием  сельскохозяйственных земель.

Решением Миноблисполкома  от 29.08.2013 № 995 «О прекращении (расторжении) инвестиционного договора», инвестиционный договор прекращен с 02.08.2013 в связи с окончанием срока его действия.

Объект инвестиционной деятельности в сроки, установленные в инвестиционном договоре, не был возведен и введен в эксплуатацию.

Впоследствии объект, как самовольное строительство, был принят в эксплуатацию на основании решения Минского районного исполнительного комитета №1231 от 06.03.2017 «О принятии в эксплуатацию строительства в соответствии со статьей 223 ГК РБ».

Минским районным исполнительным комитетом  в адрес ответчика была направлена претензия №2-34/845 от 13.10.2014 о добровольном внесении платы за право заключения договора аренды земельного участка №747 от 17.12.2013.

Согласно требованию Миноблисполкома от 20.01.2018 № 109/77 «О взыскании льгот при прекращении (расторжении) инвестиционного договора» ответчику в течение 30 календарных дней с момента его получения было предложено добровольно в бюджет перечислить 30 708,60 рублей платы за право заключения договора аренды земельного участка, 14 526,67 рублей арендной платы за пользование земельным участком, 10,16 рублей  потерь сельскохозяйственного производства.

Расчет платы за право заключения договора аренды земельного участка был произведен землеустроительной службой, арендная плата за пользование земельным участком определена за 2013-2014 годы и рассчитана инспекцией Министерства по налогам и сборам  Республики Беларусь  по  Минскому району, суммы потерь сельскохозяйственного производства определены РУП «П» согласно отчету об определении потерь от 27.01.2017.

Поскольку в добровольном порядке ООО «В» не исполнило требование истца от 20.01.2018 № 109/77, после повторного  предложения о возмещении сумм льгот (преференций) от 13.11.2019 № 2037/77 Миноблисполком обратился в экономический суд с иском о взыскании с  ответчика 45245,43 рублей, в том числе 30708,60 рублей платы за право заключения договора аренды земельного участка, 10,16 рублей потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка и 14 526,67 рублей арендной платы за земельные участки.  

Экономический суд пришел к выводу о том, что истец пропустил общий срок исковой давности, установленный статьей 197 ГК, о применении которого заявил ответчик, и решением от 12.03.2020 отказал в иске.  

Апелляционная инстанция экономического суда, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, также указала, что поскольку исковые требования заявлены на основании условий инвестиционного договора, спорные отношения об ответственности инвестора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств  регулируются  нормами гражданского законодательства.

Судебная коллегия по экономическим делам признает правильными выводы судебных инстанций о том, что на момент принятия 29.08.2013 Миноблисполкомом решения о прекращении инвестиционного договора в Декрете Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 №10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее – Декрет №10) отсутствовала норма, предусматривающая обязанность инвестора возместить Республике Беларусь предоставленные суммы льгот и (или) преференций в случае прекращения инвестиционного договора в связи с неисполнением инвестором своих обязательств.

Согласно пункту 1.4. Декрета №10 (в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 13.09.2010 №7, от 06.06.2011 №4, от 31.01.2013 №3) в инвестиционном договоре в качестве обязательных условий должны быть определены, в том числе, ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором его обязательств.

При этом, подпунктом 3.2.5 пункта 3.2 и подпунктом 3.3.2 пункта 3.3 инвестиционного договора стороны установили, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору инвестор возмещает, а Республика Беларусь имеет право требовать  возмещения затрат, связанных с предоставлением инвестору льгот и преференций согласно законодательству и договору.

Поскольку действие инвестиционного договора с ООО «В» было прекращено решением Миноблисполкома от 29.08.2013 №995 «О прекращении (расторжении) инвестиционного договора», в связи с окончанием срока его действия,  а объект инвестиционной деятельности в сроки, установленные в инвестиционном договоре, не был возведен и введен в эксплуатацию, соответственно в силу  подпункта 3.2.5 пункта 3.2 и подпункта 3.3.2 пункта 3.3 инвестиционного договора у ответчика  возникла обязанность возместить в пользу Республики Беларусь затраты, связанные с  предоставленными  льготами и преференциями, в частности, плату за право заключения договора аренды земельного участка, арендную плату за пользование земельным участком за 2013-2014 годы  и потери сельскохозяйственного производства.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.07.2016. № 563 утверждено Положение о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее — Положение), которое подлежит применению в спорных правоотношениях, поскольку на момент его принятия ответчик не исполнил свои обязательства, обусловленные прекращением инвестиционного договора

Согласно пункту 2 и пункту 5 Положения возмещение сумм льгот и (или) преференций осуществляется инвестором в срок, не превышающий 6 месяцев с даты истечения 20 рабочих дней, исчисляемых с даты направления исполкомом инвестору письменного требования о возмещении Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций.

Исходя из уведомления о вручении ответчику требования о возмещении льгот и (или) преференций (исх. № 2-34/845 от 13.10.2014) экономический суд пришел к  правильному выводу о том, что срок для добровольного  возмещения льгот и (или) преференций ответчиком истек 11.05.2015, с учетом 20 рабочих дней с даты направления извещения и 6 месяцев срока на оплату.

Вместе с тем выводы судов первой и апелляционной инстанций  о применении  к спорным отношениям гражданского законодательства, в том числе об исковой давности, являются неправомерными ввиду неправильного толкования и применения норм материального права.

Так, предметом иска Миноблисполкома является требование о возмещении ООО «В» предоставленных сумм льгот и преференций,  обусловленное прекращением инвестиционного договора в связи с неисполнением инвестором своих обязательств, в том числе в виде платы за право заключения договора аренды земельного участка, потерь сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием земельного участка и арендной платы за земельные участки.

При  квалификации спорных отношений судебные инстанции  неправильно определили правовую природу денежных обязательств  ответчика.

Так, согласно положениям Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 №667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков" (далее – Указ № 667 ) земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются в аренду с внесением платы за право заключения договоров аренды этих участков, определенной в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, на основании кадастровой стоимости, действующей на дату подачи заявления заинтересованного лица о предоставлении ему земельного участка, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Взимание платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, также предусматривалось статьей 31 Кодекса  Республики Беларусь о земле (далее — КоЗ) в редакции на дату заключения инвестиционного договора и в настоящее время предусмотрено статьей 31-1 КоЗ.

Согласно статьям 33, 35 37 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее — Бюджетный кодекс) плата за право заключения договоров аренды земельных участков в соответствии с законодательством в полном объеме относится к неналоговым платежам областного бюджетов, бюджетов базового и первичного уровней, города Минска и подлежит зачислению в  доход соответствующих бюджетов.

В силу пункта 10 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 №208 "О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее — Инструкция № 208), под неналоговыми доходами понимаются обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством.

Согласно Приложению №1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 в отношении платы за право заключения договора аренды земельных участков  установлен код классификации платежей в бюджет — 4002, и по разделу 40 подразделу 02 классификации доходов бюджета "Плата за право заключения договоров аренды земельных участков" отражаются поступления платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, при проведении аукционов либо без проведения аукционов (в том числе средства, полученные от проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для строительства автозаправочных станций), платы при проведении аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений).

Анализ приведенных норм законодательства свидетельствует, что плата за право заключения договоров аренды земельных участков относится к обязательным платежам в бюджет, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 32 КоЗ арендная плата является формой платы за пользование земельными участками в Республике Беларусь.  

Согласно пункту 1.17 Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 101"О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности", действовавшем до 15.05.2020, было установлено, что плательщики арендной платы за земельные участки пользуются правами и исполняют обязанности, установленные для плательщиков налогов, сборов (пошлин), и неуплата или неполная уплата арендной платы за земельные участки, нарушение срока представления плательщиками арендной платы за земельные участки расчета суммы арендной платы влекут за собой ответственность, установленную законодательством за неуплату, неполную уплату налогов, сборов (пошлин), нарушение установленного срока внесения в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Согласно статьям 35, 37 Бюджетного кодекса доход от сдачи в аренду земельных участков, находящихся на территории соответствующего территориального образования в полном объеме относится к неналоговым доходам бюджетов базового и первичного уровней, города Минска и подлежит зачислению в доход соответствующих бюджетов.

Согласно Приложению №1 к постановлению Министерства финансов  Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208  в отношении арендной платы за пользование земельными участками установлен код классификации платежей в бюджет — 4001, и по разделу 40 подразделу 01 классификации доходов бюджета "Арендная плата за пользование земельными участками" отражается поступление арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности (глава 2 Инструкции № 208).

Приведенные нормы законодательства  свидетельствуют, что арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности также является обязательным платежом в бюджет, который должник обязан уплатить в соответствии с законодательством.

Согласно положениям Указа № 667, статье 76 КоЗ, статье 31 Бюджетного кодекса к обязательным  платежам в бюджет, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством, относится и возмещение потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель, которым  по  Приложению №1 к постановлению Министерства финансов  Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 установлен код классификации платежей в бюджет — 5201.

Таким образом, правоотношения по поводу денежных обязательств по внесению платы за право заключения договора аренды, арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, возмещению потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель регулируются земельным и бюджетным  законодательством, имеют по своему содержанию публичный характер.

Согласно пункту 4 статьи 1 ГК к имущественным отношениям, основанным на установленном законодательством административном подчинении одной стороны другой, включая налоговые и бюджетные отношения, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Поскольку иное не предусмотрено законодательством, в частности КоЗ, Бюджетным кодексом, Указом № 667, Декретом № 10 судебные инстанции ошибочно применили к спорным отношениям нормы ГК о сроках исковой  давности.

Специальное регулирование сроков давности для взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджет было установлено пунктом 5.4. Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 N 7 "О развитии предпринимательства", согласно которому взыскание с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет и при представлении субъектами хозяйствования налоговых деклараций с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

Исковое заявление о взыскании с ООО «В» задолженности подано  в экономический суд  19.12.2019, о чем свидетельствует отметка о его сдаче в канцелярию суда с входящим номером 259-5.

При таких обстоятельствах, с учетом истечения срока для добровольного  возмещения льгот и (или) преференций  ответчиком  11.05.2015, Миноблисполком не пропустил  пятилетний срок давности для обращения в экономический суд с иском о взыскании с ООО «В»  задолженности по обязательным платежам в бюджет.

Расчеты платы за право заключения договора аренды земельного, арендной платы за пользование земельным участком, суммы потерь сельскохозяйственного производства подтверждены документами, представленными в материалы дела и по существу ответчиком не оспорены.

Вследствие неправильного применения судебными инстанциями экономического суда норм материального права решение от 12.03.2020 и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2020 надлежит  отменить, а иск — удовлетворить.

В связи с отменой судебных постановлений с ООО «В» подлежит  взысканию в бюджет  государственная пошлина в сумме 4144,19 рублей, в том числе 1 867,36 рублей по исковому заявлению, 758,94 рублей по апелляционной и 1 517,89 рублей по кассационной жалобам (статья 133 ХПК).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 294, 296-298 ХПК, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь,

ПОСТАНОВИЛА:

Решение экономического суда Минской области от 12.03.2020 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 19.05.2020  по делу № 205-5/2019 отменить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «В» в пользу Минского областного исполнительного комитета 45245,43 рубля, в том числе 30708,60 рублей платы за право заключения договора аренды земельного участка, 10,16 рублей потери сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием земельного участка и 14 526,67 рублей арендной платы за земельные участки.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «В» в доход бюджета 4 144,19 рублей государственной пошлины.

Выдать судебные приказы.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации