Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 21.01.2020 по делу № 101-7/2019-242А/14К

30 января 2020  1142

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                 21.01.2020                                        

Дело №101-7/2019-242А/14К

г. Минск 

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда  Республики    Беларусь     с участием представителя истца – Б-ко А.П. (доверенность №31 от 03.01.2020), представителя ответчика – Н-ва М.А. (доверенность №02-48/2 от 07.10.2019), в отсутствие представителя третьего лица, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гомельского городского исполнительного комитета на решение экономического суда Гомельской области от 22.10.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 27.11.2019 по делу №101-7/2019 по иску государственного учреждения «К» к Гомельскому городскому исполнительному комитету о взыскании 2 167,75 рублей, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика – Финансового управления Гомельского городского исполнительного комитета,

УСТАНОВИЛА:

Решением от 22.10.2019 экономический суд Гомельской области взыскал с Гомельского городского исполнительного комитета в пользу государственного учреждения «К» 2 167,75 рублей в возмещение вреда, причиненного государству.

Постановлением апелляционной инстанции этого суда от 27.11.2019 решение экономического суда первой инстанции от 22.10.2019 оставлено без изменения.

Гомельский городской исполнительный комитет обратился с кассационной жалобой на указанные судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Ответчиком в обоснование кассационной жалобы указано, что оказанная истцом в соответствии с законодательством военнослужащему К-ну С.В. медицинская помощь не является ущербом, причиненным государству, а является условием для дальнейшего соблюдения предусмотренного порядка увольнения его в запас и обращению соответствующей воинской части для возмещения вреда, который Гомельским городским исполнительным комитетом был возмещен в рамках приказного производства №7788-2Пп/2018.

Также кассатор полагает, что судом неправильно применены нормы материального права об истечении срока исковой давности по заявленному требованию.

В судебном заседании представитель ответчика жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель истца считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Представитель третьего лица в заседание суда кассационной инстанции не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, что в соответствии со статьей 293 ХПК Республики Беларусь не препятствует рассмотрению жалобы.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь считает, что решение экономического суда Гомельской области от 22.10.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 27.11.2019 по делу №101-7/2019 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу Гомельского городского исполнительного комитета – без удовлетворения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 26.05.2016 гражданин К-н С.В. был призван военным комиссариатом г.Гомеля (призывная комиссия создана Гомельским городским исполнительным комитетом) на срочную военную службу, приказом от 27.05.2016 №100 был зачислен в списки личного состава  войсковой части 1…2.

В связи с тем, что в ходе прохождения военной службы рядовым К-ным С.В. предъявлялись жалобы на состояние здоровья, он был направлен в государственное учреждение «К».

На стационарном обследовании в учреждении «К» К-н С.В. находился в период с 24.06.2016 по 13.07.2016 в нейрохирургическом отделении.

По результатам обследования у военнослужащего К-на С.В. выявлено заболевание «Грудной кифоз III. Грыжи TnV-VII,  L, IV, L, V позвонков. Врожденный бородавчатый невус передней поверхности левой голени. Искривление  перегородки носа без нарушения функции носового дыхания. МАС: аномально расположенная хорда в полости левого желудочка. Н 0». Общее заболевание.

В связи с этим заболеванием решением военно-врачебной комиссии хирургического профиля от 08.07.2016 №677/102, утвержденным 18.07.2016 постановлением государственного учреждения «Ц», К-н С.В. на основании ст.66в, графы II Расписания болезней и таблицы дополнительных требовании к состоянию здоровья, утвержденных постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2010 №51170, признан негодным к военной службе в мирное время, ограниченно годным к военной службе в военное время.

22.07.2016 рядовой К-н С.В. был уволен с военной службы в запас по подпункту 213.2 пункта 213 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.04.2005 №186, по болезни и на основании заключения военно-врачебной комиссии о признании его негодным к военной службе в мирное время (ограниченно годным к военной службе в военное время).

21.09.2016 председателем государственного учреждения «Ц» был подписан раздел III Карты изучения причин необоснованного призыва гражданина на срочную военную службу по состоянию здоровья, в котором в качестве причины необоснованного призыва гражданина К-на С.В. на срочную военную службу указано на несоответствие установленных методик обследования.

Проведенной с 02.04.2018 по 03.05.2018 этим же учреждением военно-врачебной экспертизой подтверждено, что К-н С.В. не мог быть призван на срочную военную службу с имеющимся у него заболеванием, при призыве на военную службу могло быть выявлено имеющееся у него заболевание, причиной призыва К-на С.В. на срочную военную службу явилась его неполноценное медицинское освидетельствование. 

Ссылаясь на то, что в результате ненадлежащего медицинского обследования призывника К-н С.В. был необоснованно призван на срочную военную службу, что повлекло необходимость в повторном его обследовании и выставлении соответствующего диагноза со стороны учреждения «К», в связи с чем последним были понесены расходы за счет выделяемых ему бюджетных средств, истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика 2 167, 75 рублей вреда, причиненного государству, в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон).

Удовлетворяя заявленные требования, экономический суд первой инстанции руководствовался статьями 196, 197, 201, 203, 933, 938, 951 ГК Республики Беларусь, статьями 10, 35 Закона, придя к выводу о наличии у истца, являющегося бюджетной организацией, соответствующего ущерба, требование о взыскании которого было заявлено в установленный законодательством трехлетний срок исковой давности, исчисление которого следует производить с 21.09.2016 (дата официального установления причины необоснованного призыва) как со дня, когда истцу стало известно о нарушении своего права.

         Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение без изменения.

Суд кассационной инстанции считает состоявшиеся по делу судебные постановления соответствующими материалам дела и нормам материального права, установленные судами нижестоящих инстанций фактические обстоятельства подтверждены имеющими в деле доказательствами.

В ходе рассмотрения дела судами достоверно установлен факт призыва на военную службу лица, не подлежащего такому призыву по состоянию здоровья, в результате ненадлежащего медицинского обследования призывника. Указанные действия (ненадлежащее медицинское обследование) находятся в прямой причинно-следственной связи с проведенным истцом за счет бюджетных средств повторным обследованием рядового К-на С.В. в нейрохирургическом отделении с установлением диагноза и определения степени его годности к военной службе, по результатам которого данный военнослужащий был уволен в запас. При этом, бюджетные средства, потраченные учреждением «К» в связи с нахождением в нем К-на С.В., обеспечением его питанием и использованием медицинских препаратов для проведения такого обследования, обоснованно признаны судами первой и апелляционной инстанций вредом, причиненным государству, ответственность за возмещение которого возложена законодательством на местные исполнительные и распорядительные органы, создавшие призывные комиссии.

Доводы ответчика о том, что оказанная военнослужащему К-ну С.В. медицинская помощь является условием для дальнейшего соблюдения предусмотренного порядка увольнения его в запас, а не ущербом, причиненным государству, не могут быть приняты во внимание, поскольку причиной такого увольнения явилось наличие заболевания, не совместимого с прохождением военной службы в мирное время, которое у данного физического лица имелось до призыва и могло быть выявлено при надлежащем исполнении должностных обязанностей лицами, осуществлявшими призывные мероприятия, что исключало исполнение воинской обязанности К-ным С.В., а следовательно, и несение учреждением «К» заявленных ко взысканию расходов.

Также судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь не усматривает нарушений в применении норм материального права об исковой давности, так как до окончательного установления причины необоснованного призыва на военную службу истец не знал и не мог знать о нарушении своего права.

Таким образом, принятые по настоящему делу судебные постановления являются законными и обоснованными, предусмотренных статьей 297 ХПК Республики Беларусь оснований для их отмены и изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 283, 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда  Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

Решение экономического суда Гомельской области от 22.10.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 27.11.2019 по делу №101-7/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Гомельского городского исполнительного комитета – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия, может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Председательствующий, судья                                   

Судьи

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации