Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  25711
4 августа 2022  762 4 августа 2022  512 4 августа 2022  552 4 августа 2022  580 28 июля 2022  1783

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 06.11.2019 по делу № 58-4/2019/141А/1259К

19 ноября 2019  751

                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                              06.11.2019                                            

          Дело № 58-4/2019/141А/1259К

город Минск       

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу М.Е. на решение экономического суда Витебской области от 09.08.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 11.09.2019 по делу № 58-4/2019/141А по заявлению М.Е. о признании недействительным решения администрации… р-на №11 от 18.01.2019, с участием в судебном заседании представителя администрации … р-на,

УСТАНОВИЛА:

Экономический суд Витебской области решением от 09.08.2019 отказал М.Е. (далее – М.Е., заявитель) в удовлетворении требования о признании недействительным решения администрации … р-на №11 от 18.01.2019.

Апелляционная инстанция экономического суда Витебской области постановлением от 11.09.2019 оставила решение суда первой инстанции без изменения.

М.Е. обратился с кассационной жалобой на вынесенные судом постановления, в которой просит их отменить и принять новое постановление об удовлетворении заявленного требования.

Согласно материалам дела, 18.06.2008 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) за номером 391261881 было зарегистрировано частное торгово-производственное унитарное предприятие «С» (далее – ЧТПУП «С», предприятие). Учредителем предприятия с 18.06.2008 являлся М.Е.В.

На основании представления инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по ….р-ну (далее – ИМНС по … р-ну)  от 24.09.2015 администрацией ….р-на  30.09.2015 было принято решение № 266 о ликвидации предприятия в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд (с 01.01.2013) и не направлением налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности.

 11.01.2019 администрацией … р-на принято решение №11 «О ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, в соответствии с которым ЧТПУП «С» было исключено из ЕГР.

В обоснование требования о признании недействительным решения администрации … р-на № 11 от 18.01.2019 заявитель ссылается на следующие обстоятельства. После начала процедуры ликвидации он обращался в регистрирующий орган с заявлением о продолжении деятельности и прекращении процедуры ликвидации. Определением экономического суда Витебской области от 06.02.2019 №01-22/3/11-8/2019х ЧТПУП «С» отказано в принятии иска к товариществу собственников «А» о взыскании 11730 руб. стоимости неотделимых улучшений арендованного жилого помещения в связи с исключением предприятия из ЕГР 18.01.2019, в то время как указанная задолженность числится по данным предприятия. Регистрирующий орган не затребовал у собственника предприятия сведения о наличии кредиторской и дебиторской задолженности. По мнению заявителя, исключением   ЧТПУП «С» из ЕГР при указанных обстоятельствах нарушены права юридического лица.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, судебные инстанции основывались на том, что обжалуемое заявителем решение в части исключения ЧТПУП «С» из ЕГР принято регистрирующим органом с соблюдением законодательства, регулирующего порядок ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования.

Заявитель в кассационной жалобе указывает на то, что, завершив процедуру ликвидации ЧТПУП «С», регистрирующий орган прекратил правоспособность юридического лица, не выявив его дебиторов и не приняв мер по взысканию дебиторской задолженности, чем нарушил требования законодательства, регулирующего порядок ликвидации субъектов хозяйствования.

Заявитель, надлежаще извещенный о рассмотрении кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Представитель администрации … р-на  жалобу не признал, изложив свои возражения в отзыве на кассационную жалобу.

От заявителя 04.11.2019 поступило ходатайство о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы с применением системы видеоконференцсвязи.

В связи с отсутствием технической возможности использования видеоконференцсвязи в назначенное к рассмотрению время ходатайство заявителя было отклонено.

В силу ст.293 ХПК Республики Беларусь неявка в судебное заседание суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по экономическим делам не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.  

Порядок ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования регулируется Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о ликвидации).

В соответствии с абзацем вторым части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения о ликвидации (в редакции от 21.02.2014)  в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности юридическое лицо подлежит ликвидации  по решению регистрирующего органа.

В этом случае согласно пункту 14 Положения о ликвидации ликвидация юридического лица осуществляется регистрирующим органом в упрощенном порядке.

Решение о начале процедуры ликвидации принимается регистрирующим органом при обнаружении указанного основания либо при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа.

Процедура ликвидации предприятия в упрощенном порядке была начата регистрирующим органом на основании представления (предложения) ИМНС по …. району от 24.09.2015 №02-02-04/34 с актом проверки, подтверждающим неосуществление предприятием предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

О начале процедуры ликвидации предприятия регистрирующим органом 30.09.2015 было принято решение № 266, о котором заинтересованные лица были уведомлены.

Пунктом 14  Положения о ликвидации регулируется порядок размещения на официальном сайте Министерства юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет сведений о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным абзацем вторым части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения о ликвидации, и порядок уведомления регистрирующим органом о принятом решении юридического лица, налоговых, таможенных органов, органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» (его обособленных подразделений). Этим же пунктом установлен перечень документов, направляемых налоговыми органами в регистрирующий орган в случае внесения представления (предложения) по основанию, предусмотренному абзацем вторым части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения о ликвидации.

От налогового и таможенного органов, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, БРУСП «Белгосстрах» регистрирующему органу представлены справки об отсутствии у предприятия задолженности, справка Витебского городского архива №603 от 22.12.2018  о том, что предприятием дела на хранение в архив не переданы.

Пункт 16 Положения о ликвидации содержит перечень условий, при наличии которых регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования.

В соответствии с частью четвертой пункта 16 Положения о ликвидации (в редакции от 23.11.2017)  субъект хозяйствования, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, а также субъект хозяйствования, зарегистрированный после 1 января 2003 года, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине несдачи им на хранение документов по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, не имеющие задолженности и обязательств, указанных в части второй настоящего пункта, по истечении трех лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключаются из ЕГР.

16.01.2019 администрацией … р-на  составлен акт, согласно которому процесс ликвидации юридических лиц, указанных в приложении к акту, в том числе ЧТПУП «С», не завершен по причине несдачи на хранение документов по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников, свидетельств о государственной регистрации, печатей.

Согласно акту от 16.01.2019  исключение из ЕГР юридических лиц, перечисленных в приложении,  возможно в соответствии с пунктом 16 Положения о ликвидации, поскольку данные юридические лица  зарегистрированы после 01.01.2003, с момента принятия решения о их ликвидации прошло более трех лет, указанные юридические лица не имеют задолженности перед бюджетом,  Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращённых обязательств перед таможенными органами,  принятыми мерами подтверждается невозможность истребования у данных юридических лиц свидетельств о государственной регистрации и печатей.

18.01.2019 администрацией …. р-на  принято решение о внесении в ЕГР записи об исключении из него юридических лиц, в том числе ЧТПУП «С».

Собранными по делу доказательствами подтверждается соблюдение регистрирующим органом процедуры ликвидации предприятия в упрощенном порядке при наличии условий, предусмотренных пунктом 16 Положения о ликвидации (в редакции от 23.11.2017) для   принятия решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования.

С учетом изложенного, доводы заявителя о том, что регистрирующий орган нарушил требования законодательства, регулирующего порядок ликвидации субъектов хозяйствования, не принимаются судебной коллегией, выводы суда в данной части являются мотивированными.

Согласно ст.297 ХПК Республики Беларусь оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя и изменения или отмены принятых по делу судебных постановлений   не имеется.

  В соответствии со статьей 133 ХПК Республики Беларусь расходы по государственной пошлине за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 283, 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

 ПОСТАНОВИЛА:

          Решение экономического суда Витебской области от 09.08.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 11.09.2019 по делу № 58-4/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу М.Е. - без удовлетворения.

          Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.    

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации