Верховный Суд
Республики Беларусь
Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь
220020, г. Минск, ул. Орловская, 76
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.02.2020
Дело № 355-25/2019/23а/145К
г. Минск
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь в составе председательствующего – судьи ……, судей ……., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь на решение экономического суда г. Минска от 17.12.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 23.01.2020 по делу № 355-25/2019/23а по иску Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь к государственному учреждению «Р» о взыскании 5 165 рублей 88 копеек убытков,
с участием в судебном заседании представителей заявителя кассационной жалобы – начальника юридического отдела В. (доверенность от 18.12.2019, копия в деле), главного специалиста А. (доверенность от 18.12.2019, копия в деле), в отсутствие представителя ГУ «Р», надлежаще извещенного о судебном процессе,
УСТАНОВИЛА:
решением экономического суда г. Минска от 17.12.2019 по делу 355-25/2019 Главному управлению Министерства финансов Республики Беларусь (далее – ГУ Министерства финансов, истец, заявитель кассационной жалобы) в удовлетворении иска о взыскании с государственного учреждения «Р» (далее - ГУ «Р», ответчик) 5 165 рублей 85 копеек убытков отказано.
Постановлением апелляционной инстанции экономического суда г.Минска от 23.01.2020 решение суда первой инстанции от 17.12.2019 оставлено без изменения.
Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь обратилось в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь с кассационной жалобой на вынесенные по делу судебные постановления, в которой просит их отменить и принять новое судебное постановление об удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что отношения между Главным управлением и получателем бюджетных средств находятся в правовой области, урегулированной бюджетным законодательством, которое не предусматривает возможности взыскания убытков с получателя бюджетных средств в случае предоставления последним недостоверных документов и сведений в органы казначейства в целях бесспорного взыскания бюджетных средств и пени.
В заседании судебной коллегии представители истца доводы кассационной жалобы поддержали.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, прося оставить её без удовлетворения и ходатайствуя о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя. Указанное ходатайство удовлетворено на основании статьи 293 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК).
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, изучив материалы дела, проанализировав изложенные в кассационной жалобе и приведенные в судебном заседании доводы, признала кассационную жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 297 ХПК основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда, рассматривающего экономические дела, первой и (или) апелляционной инстанций являются их необоснованность, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, УП «Т» на основании договора строительного подряда № 4/15 от 12.08.2015 выполнило строительно-монтажные работы на объекте «Тепловая реабилитация фасадов с заменой оконных блоков и модернизации кровли здания специализированного здравоохранения и предоставления социальных услуг и здания специализированного иного назначения».
На основании письменного обращения заказчика - ГУ «Р» от 27.07.2017 и уточнений к нему от 03.08.2017 Главным управлением Министерства финансов Республики Беларусь издан приказ от 17.08.2017 № 92 о взыскании с УП «Т» пени в сумме 63 564,50 рублей, процентов за пользование денежными средствами в сумме 22 715,62 рублей за невыполнение графика производства работ, ненадлежащее исполнение обязательств по договору строительного подряда от 12.08.2015 № 4/15 за счет денежных средств, находящихся на счете организации в банке. Указанные суммы пени и процентов за пользование денежными средствами в августе 2017 года были перечислены в доход бюджета.
Не согласившись с бесспорным взысканием денежных средств, УП «Т» обратилось в суд с требованием о взыскании с Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь необоснованно списанных в бесспорном порядке денежных средств, заявив в ходе судебного разбирательства дополнительное требование – о признании не подлежащим исполнению приказа № 92 от 17.08.2017.
Вступившим в законную силу решением экономического суда г. Минска от 07.06.2019 по делу № 490-25/2017 признан частично недействительным приказ ГУ Министерства финансов Республики Беларусь № 92 от 17.08.2017, из республиканского бюджета в пользу УП «Т» взысканы 76 444 рубля 07 копеек, с Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь взыскано в пользу «УП «Т» 2 700 рублей 88 копеек в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины и 2 465 рублей 00 копеек в возмещение судебных расходов по оплате юридической помощи.
В связи с этим истец заявил в экономический суд иск о взыскании с ГУ «Р» указанных сумм в качестве убытков, как с лица, предоставившего истцу недостоверные сведения для издания приказа о принудительном взыскании с ЧУП «Т» пени и процентов за пользование денежными средствами вследствие неисполнения обязательств по договору строительного подряда № 4/15 от 12.08.2015.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что отношения между Главным управлением Министерства финансов Республики Беларусь и получателем бюджетных средств в лице ГУ «Р» по вопросам использования бюджетных средств находятся в правовой области, урегулированной бюджетным законодательством, которое не предусматривает возможности взыскания убытков с получателя бюджетных средств в случае предоставления последним недостоверных документов и сведений в органы казначейства в целях бесспорного взыскания бюджетных средств и пени.
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь соглашается с выводами судебных инстанций ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, требование истца о взыскании с ответчика понесенных по делу № 490-25/2017 судебных расходов в виде уплаченной истцом при подаче иска государственной пошлины и расходов по оплате юридической помощи основано на положениях статьи 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное.
Вместе с тем, понесенные ответчиком по результатам рассмотрения дела в экономическом суде судебные расходы не являются убытками, поскольку связаны не с необходимостью восстановления нарушенного права, а с несением процессуальных обязанностей стороной- участником судебного спора.
Кроме этого, судебные инстанции правильно указали, что взаимоотношения между Главным управлением Министерства финансов Республики Беларусь и получателем бюджетных средств в лице ГУ «Р» по вопросам использования бюджетных средств находятся в правовой области, урегулированной бюджетным законодательством.
Вследствие этого нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 133, 294, 296, 298 ХПК, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь,
ПОСТАНОВИЛА:
решение экономического суда г. Минска от 17.12.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 23.01.2020 по делу № 355-25/2019/23а оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.
Председательствующий, судья
Судьи