Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  25713
4 августа 2022  763 4 августа 2022  513 4 августа 2022  553 4 августа 2022  580 28 июля 2022  1783

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 03.06.2020 по делу № 8-19/2020/143А/542К

18 июня 2020  548

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                     03.06.2020                                                 

Дело № 8-19/2020/143А/542К

г. Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики  Беларусь,  рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного лесохозяйственного учреждения «Б» на решение экономического суда Минской области от 17.03.2020 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 15.04.2020 по делу № 8-19/2020 по иску государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь к государственному лесохозяйственному учреждению «Б» о взыскании 25 084,35 рублей вреда, с участием представителя истца  старшего государственного инспектора П.С.С. (доверенность от 20.12.2019 №03/2397)

УСТАНОВИЛА:

Решением экономического суда Минской области от 17.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого суда от 15.04.2020, с ГЛХУ «Б»  в доход бюджета взыскано 25 084,35 рублей вреда, причиненного окружающей среде.  

ГЛХУ «Б» обратилось в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные постановления.

В обоснование отмены обжалуемых судебных постановлений ответчиком указано на отсутствие вреда окружающей среде, поскольку лесосека, на которой производилась рубка, является погибшим лесным насаждением.

По утверждению заявителя жалобы, ГЛХУ «Б» не является причинителем вреда, законодательством на ГЛХУ «Б» не возложена обязанность возмещать вред, который он не причинял.

В судебное заседание от ответчика поступило заявление  о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее — Инспекция) в письменном отзыве и ее представитель в судебном заседании указывает на необоснованность кассационной жалобы, просит оставить в силе обжалуемые судебные постановления.

Выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных  постановлений, судебная  коллегия по экономическим делам Верховного  Суда Республики Беларусь считает, что обжалуемые решение от 17.03.2020 и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2020 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу ГЛХУ «Б» – без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно статье 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда, рассматривающего экономические дела, первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Как видно из материалов дела, в ходе проведения контрольных мероприятий сотрудниками Инспекции установлено, что ГЛХУ «Б», являясь лесопользователем, в период с 05.11.2018 по 14.12.2018 в квартале № 74 выделе № 49-56 Бродецкого лесничества в нарушение требований абзацев 2, 3 пункта 1 статьи 69, абзаца 5 статьи 38, статьи 39, пункта 1.3, 1.8 статьи 57 Лесного кодекса Республики Беларусь (далее – ЛК), пунктов 2, 5, 18 Правил отвода и таксации лесосек  в лесах Республики Беларусь, утвержденных Постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2016 № 84 (далее - Правила), в эксплуатационных лесах, на территории водно-болотного заказника местного значения «Вязькутино», вблизи д. Васильевка Березинского района, незаконно (без разрешительного документа) при проведении сплошной санитарной рубки осуществило рубку 59 шт. деревьев породы дуб, клен, липа, о чем составлен акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде от 31.01.2019 № 55.

Постановлением начальника Березинской  межрайонной инспекции  от  18.04.2019 № 003158/197010017 по делу о совершении  административного   правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.22 КоАП Республики Беларусь ГЛХУ «Б» признано  виновным в незаконной рубке и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа, совершенной в эксплуатационных лесах по описанным  в Акте № 55 от 31.01.2019 обстоятельствам.

Постановлением суда Березинского района Минской области от 28.05.2019 указанное постановление начальника Березинской  межрайонной инспекции от 18.04.2019 оставлено без изменения, а жалоба ГЛХУ «Б» — без удовлетворения.

В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 №348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» (далее – Указ №348) произведен расчет размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного удаления до степени прекращения роста 59 деревьев, в сумме 25 084,35 рублей.

Поскольку в досудебном порядке претензия от 31.01.2019 № 54 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде ответчиком оставлена без удовлетворения, Инспекция обратилась в экономический суд с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в сумме 25084,35 рублей.

Судебные инстанции экономического суда Минской  области пришли к выводу о доказанности факта незаконной рубки  ответчиком деревьев и удовлетворили  иск.

Данные выводы основаны на представленных в дело доказательствах,  которыми достоверно установлен как сам факт незаконной рубки, так количество  и порода деревьев.

Согласно статье 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено настоящей статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.

 Согласно абзацу 16, 17 пункта 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042 (в редакции Постановления от 27.06.2018 № 493) вред окружающей среде считается причиненным при установлении факта незаконной рубки, факта незаконного удаления, изъятия, уничтожения и (или) повреждение деревьев или кустарников до степени прекращения роста.

Согласно пункту 33 статьи 1 ЛК незаконная рубка - рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности без разрешительных документов; рубка не тех пород, на которые выданы лесорубочный билет, ордер; рубка сверх объема, указанного в лесорубочном билете, ордере (с учетом установленного республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству допустимого отклонения фактически заготовленного объема древесины от указанного в лесорубочном билете, ордере).

Представленные в дело акт № 55 от 31.01.2019, результаты  рассмотрения в отношении ГЛХУ «Б» дела о совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.22 КоАП Республики Беларусь, бесспорно свидетельствуют о наличии самого факта незаконной рубки деревьев ответчиком.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 N 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции» разъяснено, что обстоятельства, установленные экономическим судом или общим судом по делам об административных правонарушениях, оцениваются в каждом конкретном случае и могут быть признаны не подлежащими доказыванию, если они имеют значение для дела, рассматриваемого экономическим  судом, в отношении совершения определенных деяний и лиц, их совершивших.

Так, по делу о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.22 КоАП Республики Беларусь непосредственно в отношении  ГЛХУ «Б» установлено, что ответчик с привлечением ЧУП «Д», в выделах 49-56 квартала 74 Бродецкого лесничества осуществил вырубку деревьев - породы дуб, клен, липа в количестве 59 штук на площади 4.5 га сплошнолесосечным способом при проведении сплошной санитарной рубки по лесорубочному билету №318 от 05.11.2018, вырубка которых не предусмотрена лесорубочным билетом.

Согласно лесорубочному билету № 318 от 05.11.2018 в выделах 49-56 квартала № 74 Бродецкого лесничества рубке подлежали породы деревьев береза, ель, осина, сосна, и объективная  сторона  правонарушения, совершенного ГЛХУ «Б»,  выражена в незаконной рубке породы деревьев дуб, клен, липа в количестве 59 штук, которые  вырублены в отсутствие разрешительного документа: на данные породы не был выдан лесорубочный билет.

В постановлении  суда Березинского района Минской области от 28.05.2019  прямо указано, что ГЛХУ «Б»  виновно в  совершении действий, квалифицируемых как незаконная рубка: ответчик   в нарушение законодательства выдал лесорубочный билет на проведение сплошной рубки деревьев  пород береза, ель, осина, сосна, при этом при проведении работ по отводу и таксации лесосеки на местности обозначил деревья пород дуб, клен, липа в количестве 59 штук как подлежащие рубке и поручило иному лицу произвести лесозаготовку намеченных под рубку деревьев, при этом после выдачи лесорубочного билета, будучи лесопользователем, не приняло меры по предотвращению рубки неверно обозначенных деревьев.

Таким образом, квалификация действий ответчика как незаконная рубка получила судебную оценку при привлечении ГЛХУ «Б» к административной ответственности.

Как следствие, судебные инстанции экономического суда пришли к правомерному выводу о том, что ответчик  допустил незаконные рубки на участках лесного фонда в квартале № 74 выделе № 49-56 Бродецкого лесничества, и своими действиями причинил вред окружающей среде, который  подлежит возмещению  в доход республиканского бюджета.

Доводы  кассационной жалобы заявителя об отсутствии факта незаконной рубки не могут быть приняты во внимание, поскольку фактически направлены на пересмотр обстоятельств, уже  установленных  и получивших правовую квалификацию при рассмотрении  дела о  совершении ответчиком административного правонарушения, и не могут быть переоценены судом кассационной  инстанции при  рассмотрении  экономического дела.

Таким образом, истец правомерно, на основе положений Указа Президента Республики Беларусь №348, предъявил ответчику требования  о возмещении   вреда в сумме 25084, 35 рублей.

Иные доводы кассационной жалобы повторяют доводы возражений по иску и   апелляционной жалобы,  которым дана надлежащая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 294 ХПК не имеется.

Поскольку  в  ходе рассмотрения дела экономическим судом была дана надлежащая правовая оценка установленным по делу  обстоятельствам,  правильно применены нормы материального и процессуального  права, обжалуемые  судебные  постановления являются законными  и обоснованными, и предусмотренных статьей 297 ХПК оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 283, 294, 296, 298 ХПК, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

Решение экономического суда Минской области  от 17.03.2020 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 15.04.2020 по делу № 8-19/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного лесохозяйственного учреждения «Б» — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации