Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  28342 1 декабря 2022  713
О назначении судебного разбирательства по уголовному делу по обвинению Сазанович Я.С., Навоши Д.А., Занемонской В.И., Высоцкой О.В., Богдановича Д.А. в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.130, ч.3 ст.203-1 УК Республики Беларусь
21 ноября 2022  1443 14 ноября 2022  824 11 ноября 2022  1165 11 ноября 2022  2063

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 18.05.2021 по делу № 190-16/А/К (190-16/2020/931а)

2 июня 2021  1103

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                                           18.05.2021                                                                              

Дело №190-16/А/К (190-16/2020/931а)

                                                             город Минск                                                                   

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу РИК на постановление апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 26.11.2020 по делу № 190-16/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «В» к РИК о признании недействительными пунктов 1, 2, абзаца 3 пункта 3 решения РИК от 19.12.2019 №4035 «О внесении изменений в некоторые решения РИК и о продлении срока аренды земельного участка», с участием в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью «В» , РИК,

УСТАНОВИЛА:

Экономический суд города Минска решением от 25.06.2020 по делу № 190-16/2020 отказал обществу с ограниченной ответственностью «В» (далее - ООО «В», заявитель) в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 1, 2, абзаца 3 пункта 3 решения РИК от 19.12.2019 №4035 «О внесении изменений в некоторые решения РИК и о продлении срока аренды земельного участка».

Апелляционная инстанция экономического суда города Минска постановлением от 26.11.2020 отменила решение суда первой инстанции и удовлетворила требование ООО «В», признав недействительным с момента принятия решение РИК от 19.12.2019 №4035 «О внесении изменений в некоторые решения РИК и о продлении срока аренды земельного участка» в части пунктов 1, 2 и абзаца 3 пункта 3. Этим же постановлением суд апелляционной  инстанции взыскал с РИК в пользу ООО «В» 540 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине в суде первой  инстанции и 216 руб. – в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

РИК подал кассационную жалобу на постановление суда апелляционной инстанции, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Согласно материалам дела заявитель с 30.08.2001 является резидентом свободной экономической зоны «Минск». 

По договору купли-продажи от 06.12.2001 №143 ИП ЗАО «В» (с 21.03.2020 – ООО «В») приобрело у производственного унитарного предприятия «З» объект незавершенного строительства автозаправочной станции, бетонированную площадку площадью 1 280,00 кв.м. и иное имущество, расположенное по адресу: г.Минск, ул.Академика Красина, 201.

Решением РИК от 03.05.2007 №921(1) (п.129) прекращено право пользования и изъята из земель УП «З» часть земельного участка площадью 0.4814га под постройками и дворами по ул.Академика Красина, 201, ранее отведенного на основании решения Мингорисполкома от 09.02.2006 №209. Образованный в результате изъятия земельный участок площадью 0.4814га передан заявителю – резиденту СЭЗ «Минск» в аренду сроком по 31.12.2009 для обслуживания объекта незавершенного строительством по ул.Академика Красина, 201.

06.07.2007 РИК заключил с заявителем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 500000000002004671, расположенного по адресу: г.Минск, ул.Академика Красина, 201, площадью 0.4814га для обслуживания объекта незавершенного строительством.

05.10.2007 произведена государственная регистрация права аренды заявителя на указанный земельный участок площадью 0.4814га, а 23.10.2007 оформлен технический паспорт объекта «Автостоянка для хранения транспортных средств», расположенного на земельном участке.

Согласно свидетельству о государственной регистрации от 08.07.2008 №500/706-2751 произведена государственная регистрация создания эксплуатируемого капитального строения; за ИООО «В» зарегистрировано право собственности на капитальное строение с инвентарным номером 500/С-10003854, расположенное по адресу: г.Минск, ул.Академика Красина, 201, площадью – 1 460,0м.кв.

Решением РИК от 08.10.2009 №2376 (п.32) заявителю продлен срок аренды земельного участка площадью 0.4814га под застройкой по ул.Академика Красина, 201, ранее предоставленного для эксплуатации и обслуживания объекта незавершенного строительством, по 31.12.2019. Продление срока аренды по 31.12.2019 оформлено дополнительным соглашением №2 к договору аренды земельного участка от 06.07.2007.

В связи с государственной регистрацией создания эксплуатируемого капитального строения с инвентарным номером №500/С-1003854, расположенного по ул.Академика Красина, 201, решением РИК №1322 от 10.06.2010 целевое назначение предоставленного заявителю земельного участка изменено с «эксплуатации и обслуживания объекта незавершенного строительством» на «эксплуатацию и обслуживание сооружения специализированного автомобильного транспорта и автодорожного хозяйства (автостоянка для хранения транспортных средств).

Соответствующие изменения внесены в договор аренды земельного участка от 06.07.2007 дополнительным соглашениям № 3 от 10.07.2010.

Решением РИК от 19.12.2019 №4035 «О внесении изменений в некоторые решения РИК и о продлении срока аренды земельного участка» дополнен п.129 решения РИК от 03.05.2007 №921(1) частью пятой, согласно которой ИООО «В» поручено в двухмесячный срок со дня принятия решения перечислить в бюджет г.Минска плату за право заключения договора аренды земельного участка площадью 0,4814га в размере 6 657,48 руб. за период с 03.05.2007 по 31.12.2009 (п.1 решения № 4035); внесены изменения в решение Мингорисполкома от 08.10.2009 №2376 в части дополнения п.32 решения от 08.10.2009, согласно которым ИООО «В» поручено в двухмесячный срок со дня принятия решения перечислить в бюджет г.Минска плату за право заключения договора аренды земельного участка площадью 0,4814га в размере 33 880,88 руб. за период с 01.01.2010 по 31.12.2019 (п.2 решения № 4035); продлен по 31.12.2024 срок аренды земельного участка с кадастровым номером 500000000002004671, ранее предоставленного в аренду сроком по 31.12.2019 для эксплуатации и обслуживания сооружения специализированного автомобильного транспорта и автодорожного хозяйства (автостоянка для хранения транспортных средств). Функциональное использование земельного участка – общественно-деловая зона (п.3 решения № 4035).

Согласно абзацу 3 пункта 3 решения №4035 ИООО «В» в месячный срок со дня принятия решения необходимо перечислить в бюджет г.Минска плату за право заключения договора аренды земельного участка площадью 0.4814га в размере 56 189,20 руб.

В заявлении о признании недействительными п.1, п.2, абзаца 3 п.3 решения РИК от 19.12.2019 №4035 ООО «В» ссылается на то, что в соответствии с п.п.2.4 п.2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667» при предоставлении в аренду земельных участков резидентам свободных экономических зон для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах к определенной в соответствии с данным постановлением плате за право заключения договора аренды земельного участка применяется дополнительный коэффициент 0,1.

После 01.01.2017 подлежала применению льгота, установленная пунктом 1.1-3 Указа Президента Республики Беларусь № 262 от 09.06.2005 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь», согласно которому резиденты свободных экономических зон (СЭЗ), зарегистрированные до 01.01.2012, освобождаются от платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах СЭЗ.

          Кроме того, заявитель ссылается на отсутствие правовых оснований для внесения им платы  за право заключения и продления договора арены земельного участка, поскольку право пользования земельным участком у него возникло по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 55 Кодекса Республики Беларусь о земле, а также на установленный Гражданским кодексом трехгодичный срок исковой давности для предъявления требования о внесении платы за право заключения и продления договора аренды земельного участка, предоставленного заявителю в 2007году.          

Суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении заявленного требования, основываясь на отсутствии льгот для резидентов СЭЗ по освобождению от платы за право заключения (продления) договора аренды земельного участка с учетом изменения его целевого назначения на основании решений Мингорисполкома.     

            Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требование заявителя, исходила из того, что при определении размера платы за право заключения договора аренды земельного участка за период с 01.01.2010 по 31.12.2019 подлежал применению коэффициент 0,1; размер платы за право заключения договора аренды земельного участка подлежал определению Мингорисполкомом не позднее 02.05.2007 – до принятия решения о предоставлении земельного участка, а при продлении договора аренды с заявителем - не позднее даты принятия решения о продлении заявителю срока аренды земельного участка (08.10.2009); поскольку определение размера платы за право заключения договора аренды земельного участка при его предоставлении заявителю и платы за право заключения договора аренды земельного участка в связи с продлением срока аренды осуществлено РИК посредством принятия оспариваемого решения (п.1 и п.2 решения №4035 от 19.12.2019) подлежит применению  подпункт 5.4 Декрета  Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства (далее – Декрет № 7), которым предусмотрено, что взыскание с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды не производится, если  требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты; решение о перечислении заявителем в бюджет платы за право заключения договора аренды за период с 01.01.2020 по 31.12.2024 в связи с продлением срока аренды земельного участка принято РИК без учета льгот, предоставленных резидентам свободных экономических зон п.п.7.14  п.7, п.12-2 Указа Президента Республики Беларусь № 667 от 27.12.2007 (в редакции от 29.12.2017) (далее – Указ № 667) и п.п.1.1-3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 №262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь" (далее–Указ № 262).

РИК в кассационной жалобе отмечает, что на момент принятия им решения № 2379 от 08.10.2009 применение коэффициента 0,1 законодательно было поставлено в зависимость от соблюдения двух условий – наличия у лица статуса резидента СЭЗ и предоставления земельного участка для определенной цели – строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в СЭЗ.

Решением № 2376 земельный участок предоставлялся для иной цели – эксплуатация и обслуживание объекта и не мог быть предоставлен для цели строительства, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации от 08.07.2008 № 500/706-2751 было зарегистрировано создание эксплуатируемого капитального строения по адресу: г.Минск, ул.Академика Красина, 201. В этой связи, по мнению кассатора, в расчете размера платы за право заключения договора аренды земельного участка по решению № 2379 коэффициент 0,1 применению не подлежит.

Подпункт 5.4 Декрета № 7 так же не подлежит применению, поскольку установленный в нем пятилетний срок исчисляется со дня истечения срока уплаты, в то время, когда срок уплаты в бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка не закреплен нормативными правовыми актами, а порядок и сроки внесения указанной платы предусматриваются решением местного исполнительного и распорядительного органа.

В судебном заседании представитель Мингорисполкома поддержал кассационную жалобу.

Представитель заявителя кассационную жалобу не признал, изложив свои возражения в отзыве на жалобу.

          Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 294 ХПК правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, судебная коллегия по экономическим делам не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.

После приобретения заявителем у производственного унитарного предприятия «З» объекта незавершенного строительства автозаправочной станции и прекращения у последнего права пользования земельным участком площадью 0,4814 га под застройками и дворами по ул.Академика А.К.Красина,201 изъятый земельный участок решением РИК от 03.05.2007 № 921 (1) был предоставлен  заявителю - резиденту свободной экономической зоны «Минск» сроком по 31.12.2009 для обслуживания незавершенного строительством объекта.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 №1736 (в редакции от 29.03.2007) плата за право заключения договоров аренды земельных участков, предоставляемых, в том числе, резидентам свободных экономических зон в Республике Беларусь для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах без проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков определяется местными исполнительными комитетами на основании кадастровой стоимости этих земельных участков с применением коэффициентов в зависимости от срока аренды согласно утвержденному приложению.

Вывод суда о необходимости внесения заявителем платы за право заключения договора аренды земельного участка за период с 03.05.2007 по 31.12.2009 является обоснованным.

На момент принятия РИК решения о продлении срока аренды предоставленного заявителю земельного участка (№2376 от 08.10.2009) вопросы изъятия и предоставления земельных участков регулировались Указом № 667 (в редакции от 21.08.2009), согласно которому без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность земельные участки предоставляются на вещных правах в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель резидентам свободных экономических зон – для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах (абзац пятнадцатый части первой пункта 6).

При заключении на новый срок договора аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона, за право заключения которого была внесена плата, или при передаче в аренду земельного участка, ранее предоставленного на ином вещном праве, взимается плата за право заключения договора аренды этого земельного участка на основании его кадастровой стоимости, за исключением случаев, указанных в абзацах втором – седьмом, девятом – двенадцатом части первой настоящего пункта (часть пятая пункта 6 Указа №667).

Подпунктом 2.4 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008г. №462 (в редакции от 26.08.2009) (далее –постановление № 462) предусмотрено, что местными исполнительными комитетами на основании кадастровой стоимости земельных участков с применением коэффициентов для определения размера платы за право заключения договоров аренды земельных участков, предоставляемых без проведения аукциона на право заключения таких договоров, согласно приложению 1 в зависимости от срока аренды земельных участков определяется размер платы за право заключения договоров аренды земельных участков при предоставлении земельных участков без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. При предоставлении в аренду земельных участков резидентам свободных экономических зон для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах к определенной в соответствии с абзацем первым настоящего подпункта плате применяется дополнительный коэффициент 0,1.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что при продлении заявителю срока аренды земельного участка подлежала внесению плата за право заключения договора аренды за период с 01.01.2020 по 31.12.2019 с применением коэффициента 0,1 основан на положениях Указа № 667 и постановления №462, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Оценивая доводы Мингорисполкома, основанные на изменении решением от 08.10.2009 № 2376 целевого назначения земельного участка, апелляционная инстанция правомерно основывалась на установленных по делу фактических обстоятельствах предоставления заявителю в 2007 году земельного участка в размере 0, 4818 га для строительства (завершения строительства объекта незавершенного строительства) и обслуживания объекта незавершенного строительства.

 Государственная регистрация в 2008 году создания капитального строения на предоставленном в аренду земельном участке в  результате завершения строительства не повлекла изменений размера земельного участка и его фактического назначения (для обслуживания созданного в результате строительства капительного строения), факт использования заявителем земельного участка как резидентом свободной экономической  зоны «Минск» и на территории этой зоны для обслуживания завершенного строительством объекта  «Автостоянка для хранения транспортных средств» подтверждается письмом государственного учреждения «Администрация свободной экономической зоны «Минск» от 30.09.2020г. № 1-35/607.

Удовлетворяя требование заявителя о признании   недействительными п.1 и п.2 решения РИК от 19.12.2019 №4035 апелляционная инстанция правомерно основывалась на  положениях подпункта 5.4 Декрета №7, в соответствии с которым взыскание с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет и при представлении субъектами хозяйствования налоговых деклараций с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

Согласно статье 24 Бюджетного кодекса Республики Беларусь доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, а также безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя налоги, сборы (пошлины)
и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами.

К неналоговым доходам в соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 №208, относятся обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством.

Обязательства по перечислению неналоговых платежей
в бюджет устанавливаются соответствующими правовыми актами
в зависимости от вида таких обязательств.

         С учетом приведенных норм суд апелляционной инстанции правомерно отнес плату за право заключения договора аренды земельного участка к иным обязательным (неналоговым) платежам в бюджет.

          Определяя период, с которого подлежит исчислению установленный Декретом № 7 пятилетний срок, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что размер платы за право заключения договора аренды земельного участка подлежал определению РИК до принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка (до 02.05.2007), а при продлении договора аренды земельного участка - до принятия решения о продлении заявителю срока аренды земельного участка (до 08.10.2009).

          Размер платы за право заключения договора аренды земельного участка при его предоставлении заявителю и платы за право заключения договора аренды земельного участка в связи с продлением заявителю срока аренды земельного участка с указанием срока внесения указанных платежей РИК установил посредством принятия оспариваемого решения № 4035 от 19.12.2019 (п.1, п.2) в связи с чем апелляционная инстанция обоснованно посчитала, что требование о внесении платы за право заключения договора аренды предъявлено РИК по истечении пятилетнего срока, установленного Декретом № 7, что послужило основанием для признания недействительными п.1 и п.2. оспариваемого решения.

          Оценивая правомерность решения РИК в части внесения платы за право заключения договора аренды за период с 01.01.2020 по 31.12.2024 (абзац 3 п.3 решения №4035), суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался подпунктом 1.1-3 пункта 1 Указа № 262 (в редакции от  24.02.2012), согласно которому резиденты СЭЗ освобождаются от платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах СЭЗ.

 Резиденты СЭЗ, зарегистрированные до 1 января 2012, имеют право на применение льготы после 1 января 2017.

Каких-либо доводов, основанных на доказательствах, которые, учитывая пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции по правилам статьи 294 ХПК, имели бы юридическое значение для переоценки выводов суда апелляционной инстанций, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, либо опровергали выводы суда, кассационная жалоба не содержит.

В соответствии со ст.297 ХПК оснований для удовлетворения кассационной жалобы Мингорисполкома и изменения или отмены постановления апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 26.11.2020 не имеется.

Статьей 285 Налогового кодекса Республики Беларусь РИК освобожден от государственной пошлины по судебным делам.

Руководствуясь статьями 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

          постановление апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 26.11.2020 по делу № 190-16/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу РИК - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации