Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  28437 6 декабря 2022  75 1 декабря 2022  1123
О назначении судебного разбирательства по уголовному делу по обвинению Сазанович Я.С., Навоши Д.А., Занемонской В.И., Высоцкой О.В., Богдановича Д.А. в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.130, ч.3 ст.203-1 УК Республики Беларусь
21 ноября 2022  1579 14 ноября 2022  872 11 ноября 2022  1203

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 10.03.2022 по делу № 155ЭИП211952

15 марта 2022  153

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                              10.03.2022                                                                    

Дело №155ЭИП211952

 г.Минск

     Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь,   рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь на решение экономического суда города Минска от 26.10.2021 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 19.01.2022 по делу №155ЭИП211952 по исковому заявлению Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь к государственному лесохозяйственному учреждению «М» о взыскании 69 385,50 рублей, из которых: 63 750 рублей  - вред, причиненный окружающей среде и 5 635,50 рублей - стоимость незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира,

     с участием представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

     Решением экономического суда города Минска от 26.10.2021 (с учетом определения суда об исправлении описки от 17.01.2022) по делу №155ЭИП211952 исковые требования Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь удовлетворены частично, с государственного лесохозяйственного учреждения «М» (далее – ГЛХУ «М») в пользу Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь взыскано 22 618,50 рублей, из которых: 20 910 рублей - вред, причиненный окружающей среде, 1 708,50 рублей - стоимость незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира. В удовлетворении требований в оставшейся части истцу отказано. Взыскано с ГЛХУ «М» в доход республиканского бюджета 1 130,93 рублей государственной пошлины.

     Постановлением апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 19.01.2022 по делу №155ЭИП211952 решение суда первой инстанции от 26.10.2021 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь - без удовлетворения.

     Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь обратилась в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные постановления изменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с ГЛХУ «М» вреда, причиненного окружающей среде, в сумме 42 840 рублей и стоимости незаконно добытой продукции животного мира в сумме 3 927 рублей и принять новое судебное постановление, удовлетворив заявленные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, что повлекло незаконность судебного решения в части отказа в иске, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

      По мнению заявителя кассационной жалобы, ответчиком при добыче кабана допущены нарушения действующего законодательства, влекущие обязанность ответчика возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде и стоимость незаконно добытой продукции животного мира, в связи с чем выводы суда о том, что незаконным изъятием дикого кабана окружающей среде вред не причинен являются несостоятельными.

     Заявитель кассационной жалобы полагает, что ответ Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 30.08.2021 №08-15/4585 не является заключением официального государственного органа и не может быть положен в основу принятого судом решения, поскольку дача разъяснений действующего законодательства и его толкование не входит в компетенцию Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь.

     В судебном заседании кассационной инстанции представители Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь доводы жалобы поддержали.

     Представители ГЛХУ «М» полагают, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, поскольку судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых судебных постановлений.

     Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь приходит к выводу, что оснований для их отмены не имеется, исходя из следующего.

     Согласно статье 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) основаниями для изменения или отмены судебных постановлений экономического суда первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

     Как установлено судом и следует из материалов дела, предметом иска являлись требования Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь к государственному лесохозяйственному учреждению «М» о взыскании 69 385,50 рублей, из которых: 63 750 рублей - вред, причиненный окружающей среде и 5 635,50 рублей - стоимость незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира.

     Возражая против удовлетворения иска, представитель ответчика указал, что Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2013 №758 «О дополнительных мерах по ликвидации и недопущению распространения африканской чумы свиней и других опасных болезней животных» утверждено Временное положение об особом режиме изъятия, захоронения и (или) уничтожения ресурсов дикого кабана на территории Республики Беларусь, которым устанавливается особый режим изъятия, захоронения и (или) уничтожения ресурсов дикого кабана в целях предотвращения эпизоотии и других чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, в соответствии с которым осуществлялось изъятие диких кабанов работниками ответчика, а трупы животных захоронены совместно с ветеринарной службой, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания вреда, причиненного окружающей среде, и стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира по фактам добычи кабанов.  

     В части требований по фактам добычи других животных без оформления охотничьей путевки к разрешениям, а также добычи животных по разрешениям на добычу охотничьего животного, в охотничьих путевках к которым не указан вид добытого охотничьего животного (четыре особи бобра, две особи косули европейской, одна особь лося) ответчик также требования не признал, ссылаясь на либерализацию законодательства.

     Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь  находит, что экономический суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, пришел к правомерному выводу о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании с ГЛХУ «М» в пользу Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь 22 618,50 рублей, из которых: 20 910 рублей - вред, причиненный окружающей среде, 1 708,50 рублей - стоимость незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, и отказе в удовлетворении требований в оставшейся части.

     При этом судом обоснованно признан подтвержденным установленный истцом факт незаконного изъятия или уничтожения диких животных, а именно: факт незаконной охоты и добычи четырех особей бобра по разрешениям на добычу охотничьих животных без оформления охотничьей путевки к ним, факт незаконной добычи двух особей косули европейской без охотничьих путевок к разрешениям, факт незаконной добычи лося по недействительным документам - по разрешению на добычу охотничьего животного к охотничьей путевке, в котором вид животного не указан.

     В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, с пунктом 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 №348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде», на основании акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 №1042, суд обоснованно констатировал правильность определения истцом размера вреда, причиненного ответчиком окружающей среде при незаконном изъятии диких животных, по фактам незаконной добычи 4 особей бобра, двух особей косули и 1 особи лося в сумме 20 910 рублей, а также признал верным произведенный истцом в соответствии с Положением о порядке определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 №1022, расчет ее стоимости, который по вышеуказанным фактам составил 1 708,50 рублей.

     В части выводов судов первой и апелляционной инстанции об отказе истцу в удовлетворении требований о взыскании вреда, причиненного окружающей среде, в размере 42 840 рублей и стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира в размере 3 927 рублей по фактам добычи диких кабанов, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь считает выводы судов в данной части правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.

     Материалами дела подтверждается, что по результатам проверки ГЛХУ «М» Комитетом государственного контроля Республики Беларусь был составлен акт, в котором установлен факт незаконной добычи 9 диких кабанов по разовым разрешениям на добычу охотничьего животного серии РР № №0500871, 0500879, 0500881, 0500882, 0500883, 0500884, 0500885, 0500895, 0500897, закрытым 19.02.2017, без оформления охотничьих путевок к ним; факт добычи 1 особи дикого кабана по разрешению на добычу охотничьего животного серии РР №0500896, закрыто 27.01.2017, без оформления охотничьей путевки к нему; факт добычи 1 особи дикого кабана по разрешению на добычу охотничьего животного серии РР №0500894, закрыто 20.01.2017, без оформления охотничьей путевки к нему; факт добычи 1 особи дикого кабана по разрешению на добычу охотничьего животного серии РР № 0501020, закрыто 16.06.2018, без оформления охотничьей путевки к нему.

     Ответственным за выдачу охотничьих путевок к разовым разрешениям на добычу охотничьего животного являлся инженер по охотничьему хозяйству С., который судом Дзержинского района Минской области привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.37 КоАП Республики Беларусь (в редакции 2003 года). Постановление суда от 30.12.2019 не обжаловано и вступило в законную силу.

     Контролирующим органом определен размер вреда, причиненного окружающей среде в связи с незаконной добычей диких кабанов в размере 42 840 рублей, а также стоимость незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира (диких кабанов) – 3 927 рублей, которые истцом заявлены к возмещению ответчиком.

     Правовые основы ведения охотничьего хозяйства, организации и осуществления охоты на территории Республики Беларусь установлены Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 №580 в редакции от 05.12.2013 № 551 (далее - Указ №580, Правила охоты №551, в редакции действующей на момент совершения правонарушений).

     Указом Президента Республики Беларусь от 21.03.2018 №112 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства», вступившим в силу 25.09.2018, внесены изменения в Указ №580 и утверждены Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты (далее – Указ №112, Правила охоты №112).

      Анализ норм Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 №1982-XII «Об охране окружающей среды», Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 №257-З «О животном мире», Правил охоты №551 (в редакции действовавшей на момент совершения правонарушений) и №112 привели суд к обоснованному выводу о том, что пользователи охотничьих угодий обязаны возмещать вред, причиненный окружающей среде в процессе ведения охотничьего хозяйства, и стоимость незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира.

     Вместе с тем, пунктами 113 и 111 Правил охоты в редакциях Указов №551 и №112 предусмотрено, что для предотвращения эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций и ликвидаций их последствий Совет Министров Республики Беларусь устанавливает особый (иной, чем предусмотрен настоящими Правилами) режим использования ресурсов отдельных видов охотничьих животных (особые условия охоты).

      Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2013 №758 «О дополнительных мерах по ликвидации и недопущению распространения африканской чумы свиней и других опасных болезней животных» утверждено Временное положение об особом режиме изъятия, захоронения и (или) уничтожения ресурсов дикого кабана на территории Республики Беларусь, которым был установлен особый режим изъятия, захоронения и (или) уничтожения ресурсов дикого кабана в целях предотвращения эпизоотии и других чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий (далее – Временное положение).

     В соответствии с пунктом 5 Временного положения изъятие дикого кабана на территории фонда запаса охотничьих угодий осуществляется пользователями охотничьих угодий, уполномоченными решениями соответствующих облисполкомов, путем организации и проведения охоты в соответствии с Временным положением и требованиями Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты.

     Пунктом 7 Временных правил предусмотрено, что изъятие дикого кабана осуществляется в течение суток без учета планов изъятия дикого кабана, а также без ограничений по количеству изымаемых диких животных, их полу и возрасту в целях максимального снижения численности его популяции.

     Согласно пункту 8 Временного положения изъятые в соответствии с ним дикие кабаны подлежат захоронению и (или) уничтожению пользователями охотничьих угодий совместно с ветеринарной службой в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами захоронения и уничтожения трупов животных, продуктов животного происхождения, не соответствующих требованиям ветеринарно-санитарных правил.

     Проанализировав вышеуказанные нормы законодательства суд пришел к правильному выводу о том, что на основании Правил охоты Временным положением в целях предотвращения эпизоотии установлен особый режим изъятия (условия охоты) дикого кабана, который осуществляется без учета планов изъятия данного вида животного, без ограничений по количеству, полу и возрасту в целях максимального снижения численности его популяции.

     Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что все добытые работниками ответчика дикие кабаны были в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами утилизированы на специально отведенной площадке, о чем свидетельствуют записи на разрешениях на добычу охотничьего животного.

     Проанализировав пункт 6 Временного положения, в соответствии с которым изъятие дикого кабана осуществляется без взимания платы за них, с предоставлением компенсационных выплат пользователю охотничьих угодий в размере 7 базовых величин за каждое добытое животное, из которых 2 базовые величины выплачивается охотнику, добывшему дикого кабана, и основанием для таких выплат является закрытое в установленном порядке разрешение на добычу охотничьего животного с отметкой представителя ветеринарной службы, судом правильно отмечено, что в целях снижения численности дикого кабана законодатель не только снял все ограничения на его изъятие, но и финансово стимулирует такое изъятие, установив компенсационные выплаты за каждое добытое животное.

     Принимая во внимание установленные проверяющим органом и судом факты нарушения ответчиком Правил охоты (добыча дикого кабана по разрешениям на добычу охотничьего животного без оформления охотничьих путевок к ним), комплексно проанализировав нормы законодательства, с учетом установленного Временным положением особого режима изъятия для конкретного вида животных – диких кабанов, а также факта захоронения тушь диких кабанов в установленном порядке, суд, по мнению судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, пришел к правомерному выводу о не причинении вреда окружающей среде ответчиком, в связи с добычей дикого кабана по всем фактам, указанным в иске.

     Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что ответ Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 30.08.2021 №08-15/4585, не будучи заключением официального государственного органа, не может быть положен в основу принятого судом решения являются необоснованными, так как судом вышеуказанный ответ Министерства, как мнение данного органа, а не его заключение, оценен в совокупности с иными доказательствами в соответствии со статьей 108 ХПК.

    Ссылки заявителя кассационной жалобы на судебные постановления по уголовным делам являются несостоятельными, поскольку они не связаны с обстоятельствами по данному делу.

     На основании вышеизложенного, учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций при принятии судебных постановлений проанализированы нормы законодательства и учтены все установленные в ходе судебного разбирательства факты и обстоятельства, оценены доводы сторон, непосредственно исследованы все представленные доказательства, и представленным документам и доводам дана соответствующая оценка, что отражено в судебных постановлениях, то законными и обоснованными судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь находит выводы суда об отказе Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь в удовлетворении заявленных требований к ГЛХУ «М» в части взыскания с ответчика вреда, причиненного окружающей среде, в сумме 42 840 рублей и стоимости незаконно добытой продукции животного мира в сумме 3 927 рублей.

     Каких-либо иных доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для переоценки выводов суда, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемых судебных постановлений, либо опровергали выводы суда, кассационная жалоба не содержит.

      Нарушений норм материального и (или) процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, судом не допущено.

     Оснований для отмены и изменения обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных статьей 297 ХПК, не имеется.

     Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь на основании пункта 12 статьи 285 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождена от уплаты государственной пошлины по судебным делам.

     С учетом изложенного и руководствуясь статьями 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

     Решение экономического суда города Минска от 26.10.2021 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 19.01.2022 по делу №155ЭИП211952 оставить без изменения, а кассационную жалобу      Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь - без удовлетворения.

     Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано (опротестовано) в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

                                                                                                   

                                                                                                 

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации