Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  25712
4 августа 2022  762 4 августа 2022  512 4 августа 2022  552 4 августа 2022  580 28 июля 2022  1783

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 03.03.2020 по делу № 81-18/2019/18А/188К

10 марта 2020  977

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                       03.03.2020                                                            

Дело №81-18/2019/18А/188К

город Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь в составе: председательствующего – судьи…, судей…., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь на решение экономического суда города Минска от 13.12.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 23.01.2020 по делу №81-18/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «С» о признании недействительным решения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.01.2019 №14, заинтересованное лицо – инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь,

с участием представителей инспекции МНС Республики Беларусь– главного государственного налогового инспектора П., главного специалиста юридического отдела О., действующих на основании доверенностей от 02.03.2020 №7-8/5, от 25.06.2019 №7-8/8; представителя ООО «С» - управляющего З.,  

УСТАНОВИЛА:

Решением экономического суда города Минска от 13.12.2019 удовлетворены заявленные требования, признано недействительным решение инспекции МНС Республики Беларусь от 11.01.2019 №14 о взыскании с ООО «С» 23579,76 белорусских рублей налога на прибыль и 9873,39 белорусских рублей пени.

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 23.01.2020 решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба инспекции МНС Республики Беларусь – без удовлетворения.

Инспекция МНС Республики Беларусь обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные постановления судов. По мнению заявителя, ООО «С» необоснованно включало в состав затрат, учитываемых при налогообложении, стоимость маркетинговых услуг в 2014-2017 годах на общую сумму 139517,32 белорусских рублей на основании актов сдачи-приемки оказанных услуг в соответствии с заключенными договорами. Приводится довод о неправомерности признания затратами выплаченных сумм индивидуальным  предпринимателям  Ч., В., К., К., Б., поскольку данные лица являлись сотрудниками организации, а составленные с их участием акты выполнения работ не содержат отчета о проведенном изучении маркетинговых услуг, документов, подтверждающих факт оказания услуг не представлено.

В судебном заседании представители инспекции МНС Республики Беларусь поддержали кассационную жалобу по изложенным в ней основаниям.

ООО «С» в отзыве на кассационную жалобу, поддержанным представителем в судебном заседании, не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные постановления без изменения. В обоснование указывает на то, что инспекция МНС Республики Беларусь вводит суд в заблуждение относительно того, что индивидуальные предприниматели Ч., В., К., К., Б. являлись сотрудниками организации, в чьи обязанности входили аналогичные услуги по продвижению товара. Обращает внимание на то, что индивидуальные предприниматели В., К., К. не являлись сотрудниками ООО «С», а Ч., М. оказывали маркетинговые услуги, когда не являлись работниками данной организации. Обращает внимание на то, что в период, когда оказывались маркетинговые услуги индивидуальными предпринимателями, увеличилась выручка организации. Ссылается на решения экономических судов города Минска и Минской области, согласно которым ООО «С» было отказано в удовлетворении исковых требований об установлении факта ничтожности сделок в соответствии со статьей 171 Гражданского кодекса Республики Беларусь, во исполнение которых производились выплаты.  

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив  доводы кассационной жалобы и отзыва  на кассационную жалобу, проверив законность и обоснованность судебных  постановлений, судебная коллегия по экономическим делам Верховного  Суда Республики Беларусь считает, что обжалуемые решение от 13.12.2019 и постановление апелляционной инстанции  от 23.01.2020  следует оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Согласно статье 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда, рассматривающего экономические дела, первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Как следует из материалов дела и это установлено судом, на основании акта выездной внеплановой проверки от 28.11.2018 №984 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов (пошлин) ООО «С» за период с 01.01.2013 по 27.08.2018 заместителем начальника инспекции МНС Республики Беларусь вынесено решение о взыскании 23579,76 белорусских рублей налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, 9873,39 белорусских рублей пеней за неисполнение налогового обязательства.

По результатам проверки налоговый орган пришел к выводу о необоснованном включении ООО «С» в состав затрат, учитываемых при налогообложении, стоимости маркетинговых услуг в 2014-2017 годах, что привело к занижению налогооблагаемой базы налога на прибыль.  

В обоснование такого вывода в акте проверки указывалось на то, что представленные акты-сдачи приемки оказанных услуг к договорам оказания услуг, заключенные с индивидуальными предпринимателями, в своем содержании повторяют задание, иных документов, подтверждающих оказание услуг не представлено. При этом указывалось на наличие в штате организации в период с 09.12.2013 по 17.08.2018 специалистов по продажам.

ООО «С» не согласилось с данным решением и обратилось с соответствующим заявлением в экономический суд города Минска о признании его недействительным.

Суды, оценив представленные доказательства, руководствовались подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 2, подпунктами 1.1, 1.18 пункта 1 статьи 22, пунктом 1 статьи 127,   пунктами 1-3  статьи 130 Налогового кодекса Республики Беларусь, пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства», приняв во внимание решение  экономического суда Минской области по делу №104-12/2019 от 04.09.2018, решения экономического суда города Минска по делам №36-18/2019 от 02.09.2018, №51-18/2019 от 20.09.2018,  объяснения свидетелей К., Ч., В., М., пришли к выводу, что налоговым органом без наличия на то достаточных оснований не были приняты во внимание  представленные ООО «С» доказательства  в обоснование наличия затрат, понесенных в связи с оказанием услуг индивидуальными  предпринимателями  Ч., В., К., К., Б.,   которые учитывались ООО «С»  при налогообложении.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими налоговому законодательству и материалам дела.

В соответствии со статьей 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь основаниями для признания недействительным  ненормативного правового акта или обжалуемых действий (бездействий) государственного органа являются несоответствие его требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

В соответствии с частью третьей статьи 100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь обязанность доказывания законности решения о доначислении налогов возложена на налоговый орган, принявший соответствующее решение.  

В отношении проверяемого плательщика действует презумпция его добросовестности и невиновности, что предписано законодательными актами (пункт 1 Декрета  Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства», подпункт 1.4 пункта 1 статьи 2 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции действующей на дату принятия оспариваемого решения).

Согласно части 4 пункта 59 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", пункту  2 статьи 78 Налогового  кодекса  Республики Беларусь (в соответствующей редакции) в акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица). При проведении проверки уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.

Из материалов дела усматривается, что вышеуказанные требования актов законодательства при доказывании незаконного уменьшения ООО «С» его налоговых обязательств при исчислении налога на прибыль не были соблюдены.

Материалами дела подтверждается заключение ООО «С» с индивидуальными   предпринимателями Ч., В., К., К., Б. договоров на оказание маркетинговых услуг от 15.09.2015, от 26.12.2013, от 26.02.2016, от 02.02.2015, от 02.06.2014. Факт оказания предусмотренных договорами услуг ООО «С» подтвердило актами сдачи-приемки оказанных услуг, которые были подписаны индивидуальными предпринимателями.

В ходе налоговой проверки Ч., В., К., К., Б. в отобранных объяснениях подтверждали осуществление предпринимательской деятельности, заключение договоров, оказание услуг и их сущность.

Экономические суды города Минска и Минской области по результатам рассмотрения дел №104-12/2019, №36-18/2019, №51-18/2019 отказали в удовлетворении исковых требований об установлении факта ничтожности договоров оказания услуг, заключенных с индивидуальными предпринимателями, в соответствии с пунктом 1 статьи 171 Гражданского кодекса Республики Беларусь,  как сделок совершенных лишь для вида, без намерения создать соответствующие им  юридические  последствия. При рассмотрении дела исследовались вопросы реального оказания услуг и факт фиктивности совершения сделок для вида не нашел своего подтверждения.

       Опрошенные в ходе судебного разбирательства по настоящему делу свидетели К., Ч., В., М. сообщили о действительности заключенных ими с обществом договоров, указали на реальное оказание услуг, опровергли доводы налогового органа, что являлись работниками ООО «С».

       При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, правомерно посчитали, что ссылки налогового органа об отсутствии отчетов исполнителей к актам оказанных услуг, информации о результатах поиска покупателей, о предлагаемой продукции не являются достаточным основанием для признания сведений, содержащихся  в актах сдачи-приемки об оказании услуг, недостоверными.

Таким образом, ООО «С», являясь плательщиком налога на прибыль, вправе было учитывать понесенные реально затраты, связанные с оказанием услуг индивидуальными предпринимателями.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, а также названных норм материального и процессуального права, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о наличии оснований для признания решения инспекции МНС от 11.01.2019 №14 недействительным.

Иные обстоятельства, которые приводятся в кассационной жалобе, несущественны, основанием к отмене либо изменению принятых по делу судебных постановлений не могут быть признаны.  

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления являются законными и обоснованными, предусмотренных статьей 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь  оснований для их отмены и (или) изменения, каковыми являются необоснованность, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права, не имеется.

Руководствуясь статьями 283, 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь 

ПОСТАНОВИЛА:

Решение экономического суда города Минска от 13.12.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 23.01.2020 по делу №81-18/2019 оставить без изменения, а кассационную   жалобу инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия, может быть обжаловано (опротестовано) в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Председательствующий, судья                                                 

Судья                                                                                        

Судья                                                                                            

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации