Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  25717
4 августа 2022  764 4 августа 2022  515 4 августа 2022  554 4 августа 2022  580 28 июля 2022  1783

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 06.10.2021 по делу № 151ЭАП2122

27 октября 2021  326

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                                 06.10.2021                                                                      

Дело № 151ЭАП2122

г. Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «В» на решение экономического суда Брестской области от 25.06.2021 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 12.08.2021 по делу № 151ЭАП2122 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «В» о признании недействительным решения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 07.04.2021 № 10, с участием представителей ИМНС ,

УСТАНОВИЛА:

Решением экономического суда Брестской области от 25.06.2021, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 12.08.2021, ООО «В» (заявитель) отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения ИМНС Республики Беларусь по Витебской области (заинтересованное лицо) от 07.04.2021 № 10.

В кассационной жалобе ООО «В», ссылаясь на незаконность и необоснованность принятых по делу судебных постановлений, просит их отменить и принять новое постановление об удовлетворении заявленных требований. В обоснование неправомерности обжалуемых судебных постановлений в жалобе приводятся доводы о неправильном применении судебными инстанциями норм налогового законодательства, о необоснованном отклонении доводов заявителя об отсутствии у заинтересованного лица оснований для доначисления налогов за проверяемый период расчетным методом и о неправомерном оставлении без внимания представленных заявителем при проведении проверки первичных документов.

Заинтересованное лицо в отзыве и его представители в судебном заседании просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы по изложенным в отзыве основаниям.

Представители ООО «В», извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью третьей статьи 293 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь не является препятствием для рассмотрения дела.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, заслушав пояснения представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, предметом судебного разбирательства в данном случае являются требования ООО «В» о признании недействительным решения ИМНС от 07.04.2021 № 10 (далее – решение № 10), в соответствии с которым заявителю подлежит уплатить в бюджет 127 928,38 руб. налогов (в том числе 8 822,38 руб. налога на добавленную стоимость, 15 652,36 руб. налога на прибыть, 103 453,64 руб. подоходного налога) и 7 174,03 руб. пеней (в том числе 597,28 руб. по налогу на добавленную стоимость, 889,84 руб. по налогу на прибыль, 5 686,91 руб. по подоходному налогу).

Оспариваемое решение № 10 было принято по результатам проведенной ИМНС внеплановой проверки ООО «В», назначенной в соответствии с подпунктом 12.3 пункта 12 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510)  на основании постановления УДФР от 08.10.2020 по материалам уголовного дела (акт проверки от 03.03.2021 № 7 с учётом изменений и дополнений от 18.03.2021 № 11, возражений от 17.03.2021, дополнений к возражению от 22.03.2021, заключения по поступившим возражениям от 06.04.2021).

Согласно акту проверки от 03.03.2021 № 7 при исчислении подлежащих к уплате в бюджет в 2019 году, январе-июне 2020 года налогов ООО «В» были нарушены требования статьи 23, пункта 2 статьи 136, подпунктов 9.1, 9.3 пункта 9 статьи 186, пункта 1 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК Республики Беларусь), в связи с чем заявителю и были доначислено налоги и пени в указанном выше размере.

При этом, как следует из указанного акта проверки, в связи с непредставлением к проверке бухгалтерского учета, отражающего в полном объеме хозяйственную деятельность предприятия и позволяющего обеспечить возможность проверки правильности исчисления и уплаты ООО «В» налогов в бюджет (УДФР у заявителя были изъяты и переданы заинтересованному лицу для проверки только часть документов о финансово-хозяйственной деятельности заявителя и ноутбук с прораммой 1С «Бухгалтерия», содержащую неполную информацию по бухгалтерскому учету; запрошенные заинтересованным лицом у заявителя недостающие документы бухгалтерского учета последним не были представлены), ИМНС области размер причитающихся к уплате в бюджет налогов за 2019 год и за январь-июнь 2020 года был определен расчетным методом на основании сведений о юридических лицах, осуществляющих аналогичные виды деятельности, как это регламентировано пунктом 4 главы 2 утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2010 № 426 Положения о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности (далее – Положение № 426).

Для выбора юридических лиц, осуществляющих аналогичные с заявителем виды деятельности, в соответствии с пунктом 18 главы 5 Положения № 426 использованы следующие показатели деятельности: вид деятельности - неспециализированная оптовая торговля товарами (код вида деятельности - 469000), система налогообложения - общеустановленная, среднесписочная численность работников -1 человек, выручка. Сведения о субъектах хозяйствования, осуществляющих аналогичные виды деятельности за 2019 год, представлены в приложении № 1 и за январь-июнь 2020 года в приложении № 2 к первому экземпляру акта проверки (с учётом поименованных выше изменений в акт проверки). В соответствии с пунктом 17 главы 5 Положения № 426 по данным налоговых деклараций (расчетов) субъектов осуществляющих аналогичные виды деятельности определено среднее арифметическое значение размера налоговой базы и налогов.

При разрешении вопроса о правильности определения объектов налогообложения, налоговой базы, обоснованности применения налоговых ставок, своевременности и полноты уплаты в бюджет НДС  и налога на прибыль заинтересованным лицом установлено:

- 2019 год: в уточненной налоговой декларации (расчете) по НДС заявителем налоговая база для исчисления НДС указана в сумме 80 040 руб., начислен НДС в сумме 13 340 руб.; приняты налоговые вычеты на сумму 13 340 руб., сумма НДС, подлежащая к уплате, указана 0 рублей. Среднее арифметическое значение налога на добавленную стоимость субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, составило 2 559,05 руб. С учётом пункта 19 главы 6 Положения № 426 определен НДС, подлежащий к уплате заявителем  в сумме 2 559,05 руб.;

- январь-июнь 2020 года: в уточненной налоговой декларации (расчете) по НДС заявителем налоговая база для исчисления НДС указана в сумме 1 263 140 руб., начислен НДС в сумме 210 523,33 руб., приняты налоговые вычеты на сумму 210 523,33 рублей, сумма НДС к уплате указана 0 рублей. Среднее арифметическое значение НДС субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, составило 6 263,33 руб. С учётом пункта 19 главы 6 Положения № 426 определен НДС, подлежащий к уплате заявителем в сумме 6 263,33 руб. С учётом пункта 19 главы 6 Положения № 426 определен НДС, подлежащий к уплате заявителем, в  сумме 6 263,33 руб.;

2019 год: в уточненной налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль заявителем отражена выручка на сумму 80 040 руб., налоговая база - 877,40 руб. (убыток), налог на прибыль, исчисленный для уплаты, указан в размере 0 рублей. Среднее арифметическое значение налога на прибыль субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности за 2019 год (Приложение №1), составило 711,57 руб. С учетом пункта 19 главы 6 Положения № 426 определен налог на прибыль, подлежащий к уплате заявителем, в сумме 711,57 руб.;

- январь-июнь 2020 года: в уточненной налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль заявителем за январь-июнь 2020 года отражена выручка на сумму 1 263 140 руб., налоговая база - 2 263 580,33 руб. (убыток), налог на прибыль, исчисленный для уплаты, указан в размере 0 рублей. Среднее арифметическое значение налога на прибыль субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности за январь-июнь (Приложение №2), составило 14 940,79 руб. С учетом пункта 19 главы 6 Положения № 426 определен налог на прибыль, подлежащий к уплате заявителем, в сумме 14 940,79 руб.

В связи с отсутствием бухгалтерского учета заявителя, в силу пункта 1 статьи 170 НК Республики Беларусь, заинтересованным лицом в целях производства расчёта по вычету НДС не были учтены представленные копии тварных накладных.

При этом доначисленные ООО «В» к уплате в бюджет НДС и налог на прибыль исчислены заинтересованным лицом в соответствии с пунктом 17 главы 5 Положения № 426 по данным налоговых деклараций (расчетов) двух субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, которые наиболее приближены к характеристикам деятельности ООО «В», путем определения среднего арифметического значения размера налоговой базы и налогов, с учетом того, что определение налоговых вычетов Положение № 426 не предусматривает.

Согласно пункту 19 Главы 6 Положения № 426 налоговая база и причитающийся к уплате размер налогов (в том числе определенные в соответствии с главой 5 Положения № 426) сравниваются с соответствующими данными, указанными проверяемым субъектом в налоговых декларациях (расчетах), представленных данным субъектом в налоговые органы за проверяемый период; если проверяемым субъектом не представлялись налоговые декларации (расчеты) и налоги не уплачивались, то сумма налога, определенная в соответствии с примененными методами, рассматривается как неуплаченная.

Так как в представленных ООО «В» налоговых декларациях отсутствовал к уплате налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, а предприятиями-аналогами уплачивались в бюджет налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (налог на добавленную стоимость к возврату у аналогов не подлежал), заинтересованным лицом, с учетом пункта 19 главы 6 Положения № 426, ООО «В» предъявлен к уплате налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.

Из акта проверки от 03.03.2021 № 7 также следует, что с текущих (расчетных) счетов ООО «В» на корпоративные карт-счета юридического лица списывались денежные средства, снятие денежных средств с карт-счетов с использованием банковских карточек происходило с назначением платежа «Оплата товаров (услуг)» и «Выдача наличных»; всего сумма снятых денежных средств с банковских карточек заявителя составила 795 797,23 руб.; держателем корпоративных банковских карточек являлся С. Документы, подтверждающие расход снятых денежных средств, проверке не представлены.

С учётом положений пункта 1 статьи 196, подпункта 1.10 пункта 1 статьи 197, пункта 1 статьи 199, пункта 1 статьи 214, пункта 1 статьи 216, части 3 статьи 23 НК Республики Беларусь суммы денежных средств, снятых с карт-счетов заявителя с использованием банковских карточек, признаны заинтересованным лицом для С. объектом налогообложения в виде иного дохода, не связанного с выполнением трудовых и иных обязанностей, которые подлежат налогообложению по налоговой ставке 13 процентов, в связи с чем в акте проверке сделан вывод о том, что заявителем, как налоговым агентом, допущено не исчисление, не удержание и не перечисление в бюджет подоходного налога с доходов директора ООО «В» С. в сумме 103 453,64 руб.

Исходя из совокупной оценки установленных по делу обстоятельств и представленных в дело доказательств, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для признания недействительным оспариваемого решения заинтересованного лица, в связи с чем судебные инстанции правомерно требования заявителя признали не подлежащими удовлетворению.

Так, при оценке правомерности применения заинтересованным лицом расчетного метода при исчислении подлежащих к уплате заявителем в бюджет налогов судебные инстанции обоснованно исходили из того, что материалами дела (в том числе представленными доказательствами из уголовного дела) с достоверностью подтверждается непредоставление заявителем в полном объеме документов бухгалтерского учета как УДФР, так и заинтересованному лицу.

Также установленными по делу фактическими обстоятельствами с  достоверностью подтверждаются выводы заинтересованного лица о непредоставлении заявителем в ходе проведения налоговой проверки документов, подтверждающих расход перечисленных с текущих (расчетных) счетов ООО «В» денежных средств на карт-счета и снятых впоследствии С., вследствие чего данные денежные средства обоснованно признаны заинтересованным лицом для С. объектом налогообложения и возникновения у заявителя в связи с этим обязанности по удержанию и уплате в бюджет подоходного налога. 

При таких обстоятельствах принятые по делу судебные постановления подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба заявителя – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 293, 294, 296-298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

Решение экономического суда Брестской области от 25.06.2021 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 12.08.2021 по делу № 151ЭАП2122 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «В» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями      300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

                                                                                                

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации