Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  28129
О назначении судебного разбирательства по уголовному делу по обвинению Сазанович Я.С., Навоши Д.А., Занемонской В.И., Высоцкой О.В., Богдановича Д.А. в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.130, ч.3 ст.203-1 УК Республики Беларусь
21 ноября 2022  850 14 ноября 2022  690 11 ноября 2022  1010 11 ноября 2022  1651 8 ноября 2022  1006

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 25.05.2021 по делу № 154ЭАП211/А/А/К

23 июня 2021  538

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                   25.05.2021                                                        

Дело №154ЭАП211/А/А/К

                                                                г. Минск                                                                     

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Н», Российская Федерация, на  решение  экономического суда Гродненской области от 9 февраля 2021 года и постановление апелляционной инстанции этого суда от 25 марта 2021 года по делу № 154ЭАП21/А/А  по заявлению  акционерного общества «Н» о признании незаконным  решения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь  от 25.02.2020 № 43,

            с участием представителей:  АО «Н» - Т. (доверенность от 14.01.2021, копия в деле), К. (доверенность от 20.05.2021, копия в деле), А. (доверенность от 20.05.2021, копия в деле); инспекции МНС – налогового инспектора Д. (доверенность №3-9/01419 от 21.05.2021 в деле),

    УСТАНОВИЛА:

  решением экономического суда Гродненской области  от 9 февраля 2021 года по делу № 154ЭАП211 акционерному обществу «Н» (далее – АО «Н», общество, заявитель кассационной жалобы), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гродненской области от 25 марта 2021 года, в удовлетворении требования о признании незаконным  решения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гродненской области (далее – инспекция МНС по Гродненской области, налоговый орган) от 25.02.2020 № 43  отказано.

   АО «Н» обратилось в  в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь с кассационной жалобой на вышеуказанные судебные постановления, в  которой просит  их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

        Заявитель кассационной жалобы указывает на  необоснованный отказ  судом  первой инстанции в  удовлетворении ходатайства о назначении в ходе рассмотрения дела дополнительной налоговой проверки, на  допущенные налоговым органом нарушения порядка назначения  проверки и вынесения решения по  акту проверки. По его мнению, на момент назначения проверки отсутствовали основания для её назначения, установленные   абзацем  шестым подпункта 2.2 пункта 2 статьи 72 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), а назначение судом дополнительной проверки обеспечило бы установление фактических обстоятельств, всесторонее и полное исследование доказательств и обстоятельств дела.

        В судебном заседании представители заявителя изложенные в кассационной жалобе доводы поддержали.

        Представитель налогового органа в отзыве на кассационную жалобу  и в ходе судебного заседания  указал на её необоснованность и просил оставить без удовлетворения.

        Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статьи 294 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее-ХПК) правильность применения судами первой и апелляционной  инстанций норм права, пришла к следующим выводам.

        В соответствии со статьей 297 ХПК основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда, рассматривающего экономические дела, первой и (или) апелляционной инстанций являются их необоснованность, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Н» (в последующем - АО «Н») зарегистрировано и поставлено на учет в инспекции Федеральной налоговой службы России по Тосненскому району Ленинградской области с присвоением ИНН/КПП 4716038010/471601001.

АО «Н» в связи с осуществлением деятельности на территории Республики Беларусь было поставлено на учет в инспекции МНС по Островецкому району 14.06.2016 на основании заявления в качестве плательщика по договору от 10.07.2015 № ЕП-2015/42/РБ на выполнение строительно-монтажных работ с ООО «Т», выступающего на территории Республики Беларусь через представительство ООО «Т» (Российская Федерация) на объекте строительства Белорусской АЭС. Срок окончания работ по указанному договору с учетом дополнительных соглашений – 31.12.2016 (подпункт 2.3.2 договора), осуществление всех взаиморасчетов  сторонами – до 31.12.2019 (пункт 15.1 договора).

Деятельность на территории Республики Беларусь АО «Н» осуществляло также на основании договора от 13.07.2016 № ЕП-2016/37/РБ с ООО «Т», срок окончания работ по которому с учетом дополнительных соглашений к нему – 31.12.2016 (подпунктт 2.3.2 договора), осуществление всех взаиморасчетов  между  сторонами – 31.12.2019 (подпункт 16.1 договора).

В соответствии с письмом инспекции МНС по Островецкому району Гродненской области (исх. № 3-7/00851 от 23.08.2019)  заявителю предлагалось уведомить налоговый орган в установленном порядке о прекращении деятельности представительства на строительной площадке БелАЭС и представить для осуществления выездной проверки документы по финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерские документы и регистры бухгалтерского и налогового учета по деятельности представительства на территории Республики Беларусь (получено 17.09.2019), однако данные сведения и документы не были предоставлены.

Вместе с тем,  последние налоговые декларации представлены заявителем в налоговый орган по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль за октябрь-декабрь 2018 года, отметки о прекращении деятельности на территории Республики Беларусь в указанных декларациях в нарушение подпункта 9.4 пункта 9 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам  (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусьь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы»  проставлены не были.

В связи с получением от подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ (ООО «Т») информации о дате подписания последнего акта выполненных работ по вышеназванным договорам 31.10.2018, инспекций МНС 25.11.2019 направлено предписание на проведение проверки по известному в налоговом органе адресу, указанному при постановке на учет: Росийская Федерация, Ленинградская область, г. Тосно, пр. Ленина, д. 60, офис 16, что соответствует положениям  пункта 5 статьи 74 НК. Кроме того, 05.12.2019 дополнительно предписание на проведение проверки направлено по адресу, полученному изсети «Интернет» (РФ, Ленинградская область, Тосненский район, г. Тосно, ул. Радищева, д.2, помещение IV).

По результатам проверки  налоговым органом оформлен акт от 14.01.2020 №5, который направлен в адрес АО «Н» заказным  письмом с уведомлением (вручено 04.02.2020) и вынесено решение от 25.02.2020 № 43, явившееся предметом судебного обжалования.

Указанным решением на заявителя возложена обязанность  по уплате в бюджет Республики Беларусь всего 152994,40 белорусских рублей, том числе налогов в сумме 130657,64 белорусских рублей и пеней в сумме 22336,76 белорусских рублей.

 В связи с обнаружением ошибки в части указания организационно-правовой формы проверяемого субъекта инспекцией МНС 20.07.2020 внесены изменения в акт проверки от 14.01.2020 № 5 и вынесено решение № 147 о внесении изменений в решение инспекции от 25.02.2020 № 43.

 Письмом от 13.03.2020 №020-034, направленным на электронную почту инспекции МНС, заявитель представил копии документов по осуществлению финансово-хозяйственной  деятельности на территории Республики Беларусь (авансовые отчеты, бухгалтерские справки, товарные накладные, счет-фактуры, акты, договоры поставки, карточка  счета 20 «Основное производство», карточка счета 26 «Общехозяйственные  затраты»).

 Поскольку названные документы не могли быть использованы для определения правильности исчисления размеров налогов, причитающихся к уплате  в бюджет, ввиду их неполноты и несоответствия положениям статьи 22 НК,  налоговый орган не усмотрел оснований для  пересмотра   доначисленных сумм налогов в соответствии с частью второй  пункта 3  статьи 107 НК.

 Отказывая заявителю в удовлетворении требования о признании решения налогового органа недействительным, суды первой и апелляционной  инстанций   обоснованно  исходили из  положений пункта 4 статьи 139 НК (в редакции, действовавшей до 01.01.2019), пункта  4 ст. 180 НК (в редакции, действовавшей до 01.01.2019), регламентирующих сроки начала и окончания существования строительной площадки, что имеет значение в данном случае для определения деятельности постоянного представительства иностранной организации на территории Республики Беларусь.

  Ввиду изложенного следует признать правильными выводы судебных инстанций об окончании существования строительной площадки и, соответственно, о прекращении на территории Республики Беларусь деятельности  представительства иностранной организации в 2018 году (заявителя).

 При оценке доводов заявителя о необоснованном отклонении судами ходатайства о назначении дополнительной проверки суд кассационной инстанции исходит из того, что в ходе проведения  проверки налоговым органом не допущено нарушений законодательства, регулирующего порядок её назначения и осуществления проверочных мероприятий, действия должностных лиц налогового органа в установленном порядке не обжаловались, а доказательств   представления налоговому  органу документов, соответствующих установленным в Республике Беларусь правилам бухгалтерского и налогового учета, заявителем в ходе судебного процесса не представлено и в материалах дела не содержится.

Право налогового органа  определять размер  причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о плательщике, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом   установлено  пунктом 3 статьи 107 НК, и в данном случае налоговым органом  обоснованно примемены такие методы при проведении налоговой проверки.

В этой связи суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций  правильно и полно установлены все обстоятельства, имеющие значения для дела, дана надлежащая оценка всем доводам сторон и представленным доказательствам, вследствие чего оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

В силу статьи 133 ХПК  понесенные заявителем при подаче кассационной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в связи с отказом в её удовлетворении возмещению не подлежат.

         На основании изложенного, руководствуясь статьями 133, 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь,

    ПОСТАНОВИЛА:

         решение   экономического суда Гродненской области от 9 февраля 2021 года и постановление апелляционной инстанции этого суда от 25 марта 2021 года по делу № 154ЭАП211/А/А/К оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Н»  - без удовлетворения.

         Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Председательствующий, судья                                                       

Судьи                                                                                           

                                                                                                                

                                                                                                      

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации