Верховный Суд
Республики Беларусь
Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь
220020, г. Минск, ул. Орловская, 76
Электронные обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством.
Конституция Республики Беларусь Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения»
При обращении в районный (городской) суд Минской области электронное обращение следует направить на адрес электронной почты соответствующего суда.
При обращении в Минский областной или Верховный Суд Республики Беларусь можно воспользоваться сервисом для электронных обращений.
Обращения излагаются на белорусском или русском языке.
Ответы на обращения, данные председателями районных (городских) судов, могут быть обжалованы председателям соответствующих областных (Минского городского) судов. В случае несогласия с ответами на обращения они могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь.
Обращения в сфере судебной деятельности, в том числе по вопросам организации работы областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (г. Минска), первоначально подлежат рассмотрению председателями соответствующих судов. В случае несогласия с ответами на обращения они могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь.
К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются электронные копии документов, подтверждающие их полномочия.
В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения. При наличии документов, подтверждающих эту информацию, к обращению должны быть приложены электронные копии (сканы) указанных документов.
Электронные копии документов, подтверждающих полномочия заявителей, содержащих информацию о результатах предыдущего рассмотрения обращений, а также иных документов или сведений, необходимых для решения вопросов, изложенных в обращениях, прикрепляются к формам электронных обращений либо к письму, направляемому на адрес электронной почты суда.
Электронные копии документов прикрепляются в форматах: PDF/A, DOCX, DOC, RTF, TXT, ODT, ZIP, RAR, PNG, TIFF, JPEG, JPG.
В обращениях не допускается употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
Подача заявителями обращений, содержащих клевету или оскорбления, либо совершение ими при подаче и рассмотрении обращений иных противоправных деяний влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Обращения рассматриваются без взимания платы.
Расходы, понесенные судами в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством (к таким расходам относятся: суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения, и другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения).
Подача заявлений и предложений сроком не ограничивается.
Жалобы могут быть поданы заявителями в течение трех лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод или законных интересов. В случае если указанный срок пропущен по уважительной причине (тяжелое заболевание, инвалидность, длительная командировка и др.), наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными заявителем, этот срок подлежит восстановлению по решению председателя суда, и жалоба рассматривается в порядке, установленном Законом.
Обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.
При отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются.
Суды при поступлении к ним обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение 5 рабочих дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.
Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу. Отозвать электронное обращение можно двумя способами:
Электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
Если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимо совершить определенные действия, получить информацию из иностранного государства в сроки, превышающие 1 месяц, заявителям направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока, сроках совершения необходимых действий или сроках рассмотрения обращений по существу.
Письменное уведомление направляется заявителям в срок не позднее 1 месяца со дня, следующего за днем поступления их обращений.
Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях.
На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если:
Ответ суда на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в порядке статьи 20 Закона.
При оставлении в соответствии с абзацами третьим, четвертым или шестым пункта 1 статьи 15 Закона повторного обращения без рассмотрения по существу заявитель письменно уведомляется, что повторное обращение необоснованно и переписка с ним по этому вопросу прекращается.
При поступлении повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.
Анонимные обращения – это обращения заявителей, в которых:
Анонимные обращения не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
В случае если электронные обращения аналогичного содержания поступают от разных заявителей и носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения могут размещаться на Интернет-портале системы судов общей юрисдикции без направления ответов (уведомлений) заявителям. Решение об этом принимает председатель суда либо лицо, уполномоченное им подписывать в установленном порядке ответы на обращения.