Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  25713
4 августа 2022  763 4 августа 2022  513 4 августа 2022  552 4 августа 2022  580 28 июля 2022  1783

Решение Верховного Суда Республики Беларусь по делу № 8-15/2019 от 03.09.2019

13 сентября 2019  1329

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

03.09.2019

                 Дело №  8-15/2019           

г. Минск

Верховный Суд Республики Беларусь  в составе судьи, при секретаре судебного заседания – помощнике судьи, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Т» к Министерству транспорта и коммуникаций  Республики Беларусь о признании недействительным приказа от 21.06.2019 о выдаче автомобильным перевозчикам разрешений, подлежащих распределению в третьем квартале 2019 года,

 с участием представителей:

 от заявителя: заведующего сектором правовой и кадровой работы Ш. по доверенности № 261 от 01.09.2017, директора по финансам  Б.  по доверенности  № 265 от 08.09.2019, адвоката  Н. по доверенности № 358 от 26.06.2019,

 от заинтересованного лица: начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Д. по доверенности № 38 от 15.08.2019, начальника управления экономики Д. по доверенности № 39 от 15.08.2019, начальника юридического отдела Л. по доверенности № 40 от 15.08.2019,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Т» обратилось с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта - приказа Министерства транспорта и коммуникаций  Республики Беларусь от 21.06.2019 о выдаче автомобильным перевозчикам разрешений, подлежащих распределению в третьем квартале 2019 года.

Заявитель обосновывает свои требования тем, что на заседании комиссии  Минтранса 20.06.2019 по распределению, выдаче разрешений Российской Федерации на международные перевозки грузов автомобильным транспортом «в/из третьих стран» «кроме перевозок в/из Италии» (1-я категория) и разрешений Российской Федерации на международные перевозки грузов автомобильным транспортом «в/из третьих стран» «кроме перевозок в/из Италии, Германии» (2-я категория) на третий квартал 2019 года неправомерно применен коэффициент 0,5  согласно пункта 29 Инструкции о порядке распределения, выдачи и использования разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30.11.2018 № 28 (далее - Инструкция).

ООО «Т» указывает, что выданное ему количество разрешений 46 (1-я категория) и 71 (2-я категория) значительно уменьшено по сравнению с тем количеством, на которые он рассчитывал: 92 разрешения 1-й категории и 143 разрешения 2-й категории, что нарушает его права и законные интересы и приведет к негативным финансовым последствиям.

Заявитель указывает на то, что выручка, отраженная в налоговой отчетности и в форме государственной статистической отчетности 4-тр (международные) не является  тождественной, поэтому их отклонения на 5%  и более, не могут быть взяты за основу. База, с которой производилось сравнение данных формы 4-тр, не учитывает стоимость услуг по международной перевозке, по которой перевозчиком применена ставка НДС 20%, плата за простои транспорта, затраты на перецепку полуприцепа на тягач стороннего перевозчика. Такие затраты не уменьшают выручку для целей формы 4-тр, однако для расчета налоговой базы по нулевой ставке из цены перевозки затраты на перецепку вычитаются. При этом заявитель ссылается на разъяснение Минтранса от 20.04.2018 № 01-22/84ЮЛ-(0)-0/70, данное на обращение учредителя заявителя.

Заявитель также полагает, что анализ проводимый Минтрансом  является контрольной (надзорной) деятельностью, а, следовательно, должен проводиться в соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности) в Республике Беларусь», что не было соблюдено Минтрансом.

Министерство транспорта и коммуникаций  Республики Беларусь не признало заявленные требования, считает, что правомерно в соответствии с пунктом 29 Инструкции, протокольным решением Комиссии по распределению, выдаче разрешений и контролю за их использованием от 20.06.2019 № 12/2019 к количеству разрешений, подлежащих распределению ООО «Т» на III квартал 2019 г., применен коэффициент 0,5, поскольку у заявителя выявлено несоответствие выручки, отраженной в отчете формы 4-тр, и сведений, содержащихся в налоговой отчетности за январь-март 2019 г., сведений из АИС «Учет счетов-фактур» по электронным счетам- фактурам по НДС (далее - ЭСЧФ), созданным и направленным на Портал ЭСЧФ с датой совершения хозяйственных операций за январь- март 2019 г., более чем на 5 процентов. Чтобы провести данный анализ  Минтрансом была запрошена информация у Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС). Данный запрос осуществлялся на основании пункта 51 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 985.

На основании данного протокола и пункта 24 Инструкции подписан соответствующий приказ Минтранса от 21.06.2019 №199-Ц о выдаче автомобильным перевозчикам разрешений, подлежащих распределению на третий квартал 2019 года.

В судебном заседании     выступили специалисты – представители Национального статистического комитета Республики Беларусь: начальник управления статистики транспорта и информационно-коммуникационных технологий Е., заместитель начальника Главного управления – начальник управления статистических классификаций Главного управления координации развития статистической системы П. Специалисты  пояснили  по вопросам расшифровки показателей статистической отчетности формы 4-тр (международные) «Отчет о международных автомобильных перевозках», представленного ООО «Т» за январь- март 2019.

    Заслушав пояснения  представителей заявителя и заинтересованного лица, опросив специалистов Национального статистического комитета Республики Беларусь,  оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя исходя из следующего.

В соответствии со статьей 229 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении заявлений об оспаривании ненормативного правового акта суд, рассматривающий экономические дела, проверяет компетенцию государственного органа, издавшего ненормативный правовой акт, соответствие этого ненормативного правового акта или его обжалуемых отдельных положений законодательным или иным нормативным правовым актам.

Министерство транспорта и коммуникаций  Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной статистике» от 28.11.2004 № 345-З и  Положением о Министерстве транспорта и коммуникаций  Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 985, является уполномоченным государственным органом на ведение нецентрализованных государственных статистических наблюдений в  области международных автомобильных перевозок.

Сбор первичных статистических данных о международных автомобильных перевозках осуществляется по форме статистического наблюдения в виде государственной статистической отчетности с предоставлением  отчета 4-тр (международные) (Минтранс) «Отчет о международных автомобильных перевозках», форма и указания по его заполнению утверждены постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.10.2016 № 156.

            В соответствии со статьей 12
 Закона Республики Беларусь от 28.11.2004 N 345-З  "О государственной статистике» респонденты обязаны представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных, если подписание предусмотрено формой государственного статистического наблюдения.

   Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.10.2016 N 156 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-тр (международные) (Минтранс) "Отчет о международных автомобильных перевозках" и указаний по ее заполнению" (далее – Указания)  предусмотрено, что  в отчете отражаются данные о международных автомобильных перевозках, выполненных за плату для юридических и физических лиц на основании договора автомобильной перевозки пассажира, договора автомобильной перевозки груза или на иных законных основаниях. Данные о международных автомобильных перевозках для собственных нужд в отчете не отражаются. Отчет заполняется на основании данных бухгалтерского учета, товарно-транспортных накладных, международных товарно­-транспортных накладных «CMR», формуляров поездки, других первичных учетных и иных документов, содержащих информацию о работе транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.

 В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З (ред. от 17.07.2017) "О бухгалтерском учете и отчетности" каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

             В целях обеспечения  системы распределения разрешений на проезд грузовых автомобильных транспортных средств по территории иностранных государств Минтрансом совместно с МНС был выработан механизм оценки достоверности данных о выручке от деятельности грузового международного автомобильного транспорта, используемых при распределении указанных разрешений, основанный на сопоставлении данных с налоговой отчетностью.

          МНС была представлена суду информация, которая направлялась в адрес Минтранса письмом от 06.06.2019 № 13-10/03410 в отношении ООО «Т» о размере выручки от деятельности по международной перевозке грузов облагаемой налогом на добавленную стоимость по ставке в размере ноль процентов за январь-март 2019 года. Обнаружено наличие отклонений от сведений, содержащихся в налоговой отчетности за январь-март 2019г. на 5 и более процентов.

          Минтрансом направлено в адрес заявителя 19.06.2019 письмо за № 07-24/4580  (л.д. 171) о наличии отклонений сведений о выручке от деятельности по международной перевозке грузов с предложением уточнить сведения отраженные в государственной статистической отчетности 4-тр (международные) (Минтранс) за период январь-март 2019. Заявитель письмом от 19.06.2019 за № 06-01/3522 сообщил, что отчетность 4-тр  за период январь-март 2019 содержит достоверные сведения, указав при этом, что руководствовался Указаниями, утвержденными постановлением Белстата № 156 и письмом Минтранса от 20.04.2018 № 01-22/84ЮЛ-(0)-0/70.

 Как пояснили в судебном заседании специалисты Белстата выручка от перевозок грузов отражается по строке 01 «Выручка от эксплуатации транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров - всего» формы 4-тр (международные) (Минтранс), учитываемая по кредиту субсчета бухгалтерского учета 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг»,  включая начисленные налоги и сборы из этой выручки.  В общую сумму выручки, также включается выручка от сдачи автомобильных транспортных средств в аренду с водителем (если выручка от сдачи в аренду проходит по кредиту субсчета бухгалтерского учета 90-1). Данные разъяснения о порядке отражения выручки по строке 01 таблицы 1 отчета сообщалось ООО «Т» письмом от 23 февраля 2018 г. № 27-49/40/ЮЛ-52 на его обращение от 16.02.2018 № 06-01/1080.

Выводы Комиссии по распределению, выдаче разрешений и контролю за их использованием от 20.06.2019 № 12/2019 к количеству разрешений, подлежащих распределению ООО «Т» на III квартал 2019 г., о применении коэффициента 0,5 являются обоснованными поскольку сделаны  с учетом представленных сведений МНС, а также пояснений ООО «Т» направленных письмом от 19.06.2019 за № 06-01/3522.

Доводы заявителя о том, что анализ сделан исходя из сравнения нетождественных  величин по выручке не может быть принят судом во внимание, поскольку как свидетельствуют исследованные письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, до принятия  Инструкции неоднократно  вопросы  механизма оценки достоверности данных о выручке от деятельности грузового международного автомобильного транспорта, используемых при распределении указанных разрешений обсуждались всеми общественными объединениями перевозчиков, связанными с транспортной деятельностью. Кроме того, заявителю была дана возможность на представление уточненных данных по отчетности 4-тр письмом Минтранса от 19.06.2019. О  правильности отражения выручки в отчете формы 4-тр заявитель был осведомлен, о чем свидетельствуют показания специалистов Белстата, данные в судебном заседании.

Пунктом 29 Инструкции предусмотрено применение коэффициента 0,5 при выявлении комиссией недостоверных сведений о количестве грузовых автомобильных транспортных средств, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок грузов, и (или) выручки от деятельности по международной перевозке грузов, указанных автомобильным перевозчиком в отчете и отклоняющихся на 5 и более процентов от фактических сведений.

Относительно доводов заявителя об обязательности проведения проверки в соответствии с Указом № 510 при проведении Минтрансом анализа достоверности сведений, указанных автомобильными перевозчиками, участвующими в распределении разрешений, то суд находит эти доводы надуманными, поскольку Инструкцией эти вопросы урегулированы, а порядок ведения субъектом хозяйствования бухгалтерского учета и отражения на счетах каждой хозяйственной операции на основании первичных учетных документов строго регламентирован Законом о бухгалтерском учете.

 На основании изложенного, суд считает требования заявителя о признании недействительным приказа Минтранса от 21.06.2019      №199-Ц о выдаче автомобильным перевозчикам разрешений, подлежащих распределению на третий квартал 2019 года необоснованными и отказывает в их удовлетворении.

 Расходы по госпошлине в сумме 1275 рублей  суд относит на заявителя в силу статьи 133 ХПК.

Руководствуясь статьями 133, 190-193, 199, 201-204 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд

РЕШИЛ:

          Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Т»  в удовлетворении требований о признании  недействительным приказа Министерства транспорта и коммуникаций  Республики Беларусь от 21.06.2019 о выдаче автомобильным перевозчикам разрешений, подлежащих распределению в третьем квартале 2019 года.

Решение вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании, может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии со статьями 284-286 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации