Верховный Суд
Республики Беларусь
Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь
220020, г. Минск, ул. Орловская, 76
дело № 12-01/213-2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Республики Беларусь
27 ноября 2020 года судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь в составе председательствующего судьи ….,
судей … и ….,
при секретаре судебного заседания ….,
с участием представителя ответчика – общества с ограниченной ответственностью «А» – К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Беларусь гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «В» в лице антикризисного управляющего по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) – общества с ограниченной ответственностью «У» – к обществу с ограниченной ответственностью «А» о взыскании лицензионного вознаграждения (роялти),
У С Т А Н О В И Л А :
истец – общество с ограниченной ответственностью «В» (далее – ООО «В») в лице антикризисного управляющего по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) – общества с ограниченной ответственностью «У» (далее – ООО «У») – в заявлении суду указал, что ООО «В» 11 ноября 2015г. заключило с ответчиком – обществом с ограниченной ответственностью «А» (далее - ООО «А») – договор комплексной предпринимательской сублицензии (субфранчайзинга) №__ (далее – договор субфранчайзинга), по условиям которого истец предоставил ответчику право использования субфраншизы «C», а ответчик обязался не позднее 5 числа каждого месяца выплачивать истцу лицензионное вознаграждение (роялти) в размере, эквивалентном 204,00 долларам США, в том числе НДС 34,00 доллара США. Оплата должна была производиться в белорусских рублях по курсу Национального банка к доллару США, увеличенному на 0,5 % на дату перечисления.
Определением экономического суда Минской области от 14 ноября 2019г. в отношении ООО «В» было открыто конкурсное производство. Антикризисным управляющим по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) назначено ООО «У», которым была выявлена задолженность ответчика перед истцом, возникшая в связи с невыплатой ответчиком по указанному договору лицензионного вознаграждения (роялти).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать в его пользу с ответчика лицензионное вознаграждение (роялти) в размере 5 895 рублей 74 копеек за период с 5 мая 2018г. по 5 июня 2019г.; судебные расходы по уплате государственной пошлины возложить на ответчика.
Истец – ООО «В» в лице антикризисного управляющего по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) ООО «У», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. В заявлении от 23 ноября 2020г. указал, что поддерживает заявленное исковое требование в полном объеме и просил суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика – ООО «А» – К., не оспаривая факт нарушения ответчиком условий договора субфранчайзинга в части оплаты лицензионного вознаграждения, полагала, что исковое требование удовлетворению не подлежит, поскольку в заявленный период – с мая 2018г. по июнь 2019г. – истец не исполнял свои обязательства, предусмотренные пп.7.4 -7.8 договора. Ответчик, производя истцу выплату роялти, акты выполненных работ (оказанных услуг) не подписывал. Кроме того, в заявленный период ответчик хозяйственную деятельность не осуществлял и не использовал лицензионный комплекс «C», право на использование которого ему было предоставлено по договору субфранчайзинга.
Заслушав объяснения представителя ответчика, проверив и исследовав письменные доказательства по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 910 и ст. 910-1 ГК Республики Беларусь по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока лицензионный комплекс, включающий право использования фирменного наименования правообладателя, других объектов интеллектуальной собственности, предусмотренных договором франчайзинга, а также нераскрытой информации в предпринимательской деятельности пользователя.
Договор франчайзинга предусматривает использование лицензионного комплекса, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в определенном объеме (с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории его использования применительно к определенным видам предпринимательской деятельности.
Сторонами по договору франчайзинга могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Вознаграждение по договору франчайзинга может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме, предусмотренной договором франчайзинга.
Договор франчайзинга заключается в письменной форме.
Договор франчайзинга подлежит регистрации в патентном органе в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст.288 ГК Республики Беларусь в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе и других актах законодательства.
Согласно ст.290 ГК Республики Беларусь обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.
По делу установлено, что ООО «В» было зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) 14 июня 2013г. Основной вид деятельности общества – аренда и лизинг продуктов интеллектуальной собственности и аналогичных продуктов.
Определением экономического суда г. Минска от 14 ноября 2019г. в отношении ООО «В» было открыто конкурсное производство. Антикризисным управляющим по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) назначено ООО «У». Определением экономического суда г. Минска от 4 ноября 2020г. срок ликвидационного производства продлён до 21 декабря 2020г.
Ответчик – ООО «А» – зарегистрирован в ЕГР 9 сентября 2015г. Основной вид деятельности общества – физкультурно-оздоровительная.
Судебной коллегией также установлено, что 11 ноября 2015г. между истцом и ответчиком был заключен договор субфранчайзинга, 25 марта 2016г. – дополнительное соглашение к нему.
В соответствии с условиями указанного договора ООО «В» (мастер-франчайзи) предоставило ООО «А» (субфранчайзи) право использования лицензионного комплекса «C» с целью применения и осуществления на его основе хозяйственной деятельности на условиях, в порядке и в сроки, определенных указанным договором. Переданное ответчику по указанному договору право использования лицензионного комплекса «C» включало в себя: право пользования коммерческой информацией, коммерческой тайной, нераскрытой информацией; право использования фирменного наименования корпорации «C» («К., Инк.») при эксплуатации учреждения субфранчайзи и право использования товарного знака «F», зарегистрированного в Республике Беларусь 24 июля 2013г. по свидетельству №__ на имя указанной корпорации, в отношении, в том числе, услуг 41 класса МКТУ: «воспитание; развлечения, обучение физическим упражнениям, услуги по физической подготовке; услуги спортзалов; услуги образовательные и консультационные, относящиеся к физической подготовке» (пп. 1-3 п.1 договора).
В силу п.10 названного договора ООО «А» взяло на себя обязательство не позднее 5 числа каждого месяца выплачивать истцу сублицензионное вознаграждение (роялти) в размере суммы, эквивалентной 204,00 долларам США, в том числе НДС 34,00 доллара США. Оплата должна производиться в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь к доллару США, увеличенному на 0,5 % на дату перечисления.
Как следует из выписок от 19 октября 2020г. из Государственного реестра договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) Республики Беларусь и Государственного реестра лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности, 5 июля 2016г. были зарегистрированы за №__ договор субфранчайзинга, за №__ - договор неисключительной лицензии о предоставлении права использования товарного знака «F» по свидетельству №__, входящего в состав лицензионного комплекса «C».
Согласно акту приема-передачи от 11 ноября 2015г. к договору субфранчайзинга, право использования лицензионного комплекса «C» истец предоставил ответчику на период с 11 ноября 2015г. по 10 ноября 2025г.
Судебной коллегией установлено, что за предоставленное право использования лицензионного комплекса ответчик не выплатил истцу лицензионное вознаграждение за период с мая 2018г. по июнь 2019г., в результате чего образовалась задолженность в размере 5 895 рублей 74 копеек.
Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика К., пояснившей суду, что ООО «А» в указанный период деятельность не осуществляло и лицензионный комплекс «C» не использовало.
Судебная коллегия, проверив расчёт лицензионного вознаграждения (роялти), не выплаченного истцу ответчиком за вышеуказанный период, признаёт его правильным и считает возможным положить его в основу решения, поскольку он произведен истцом в соответствии с условиями договора и не оспаривался в судебном заседании представителем ответчика.
Учитывая, что ООО «А» не исполнило обязательство по выплате истцу лицензионного вознаграждения по договору субфранчайзинга, требование истца о взыскании в его пользу с ответчика суммы лицензионного вознаграждения за период с мая 2018г. по июнь 2019г. в размере 5 895 рублей 74 копеек является обоснованным.
Доводы представителя ответчика о том, что истцу в иске следует отказать, поскольку в заявленный период – с мая 2018г. по июнь 2019г. – истец свои обязательства, предусмотренные пп.7.4 -7.8 договора, не выполнял, и ООО «А» не использовало лицензионный комплекс «C», судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку по условиям договора лицензионное вознаграждение подлежит выплате в пользу истца независимо от фактического использования ответчиком лицензионного комплекса «C» и исполнения истцом обязательств, предусмотренных указанными пунктами договора.
Также выплата лицензионного вознаграждения не связана и с фактом оказания истцом ответчику каких-либо услуг и подписания сторонами соответствующих актов.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает необходимым исковое требование удовлетворить в полном объёме и взыскать с ООО «А» в пользу ООО «В» по заключенному между ними 11 ноября 2015г. договору субфранчайзинга лицензионное вознаграждение (роялти) за период с мая 2018г. по июнь 2019г. в размере 5 895 рублей 74 копеек.
В соответствии с ч.1 ст. 142 ГПК Республики Беларусь судебные расходы, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п.п. 1.20 п.1 ст. 285 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождаются от государственной пошлины при обращении в суд юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), за рассмотрение в процессе производства по делу об их экономической несостоятельности (банкротстве) исковых заявлений, заявлений и жалоб в суды.
Согласно Приложению 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь рассмотрение судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь искового заявления имущественного характера оплачивается юридическим лицом государственной пошлиной в размере 5 процентов цены иска.
В связи с указанным с ответчика – ООО «А» – следует взыскать государственную пошлину в доход республиканского бюджета в размере 294 рублей 79 копеек (5% от 5 895,74).
Руководствуясь ст.ст.302-306 ГПК Республики Беларусь, судебная коллегия
Р Е Ш И Л А:
удовлетворить исковое требование общества с ограниченной ответственностью «В» в лице антикризисного управляющего по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «У».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «А» в пользу общества с ограниченной ответственностью «В» в лице антикризисного управляющего по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) – общества с ограниченной ответственностью «У» – лицензионное вознаграждение (роялти) в размере 5 895 рублей (пять тысяч восемьсот девяносто пять) рублей 74 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «А» в доход республиканского бюджета государственную пошлину в размере 294 (двести девяносто четыре) рублей 79 копеек.
Решение вступает в законную силу немедленно после его провозглашения, обжалованию и опротестованию в апелляционном порядке не подлежит.
Председательствующий судья
Судьи