Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принял постановление о применении судами законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности

30 сентября 2022  3424

29 сентября 2022 года в фокусе внимания Пленума Верховного Суда Республики Беларусь оказались вопросы применения судами законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности.

 

 

В заседании Пленума приняли участие Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Павлович Худык, заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Максим Валерьевич Воронин, заместитель начальника Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Юрий Петрович Ковшик.

 

При подготовке проекта постановления Пленума Верховным Судом с целью проверки правильности применения соответствующего законодательства, выявления неясных и спорных вопросов в правоприменении изучена и обобщена судебная практика.

Как показало обобщение судебной практики, экономическими судами за 2019 – 2021 годы рассмотрено 248 таких дел. Однако это незначительное количество в общем объеме дел не свидетельствует о их неважности для экономики страны. Напротив, соблюдение законодательства об охране окружающей среды обеспечивает в первую очередь экологическую безопасность и выступает в качестве одной из важнейших функций государства. Сохранение природы – абсолютный приоритет для нашей страны.

 

 

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Юрий Викторович Кобец подчеркнул особую значимость темы, поднимаемой на заседании Пленума: «Право на благоприятную окружающую среду является одним из прав, неотчуждаемых и принадлежащих каждому с момента его рождения. Оно гарантировано статьей 46 Конституции Республики Беларусь. Закрепление его в Основном Законе означает, что государство со своей стороны обязуется обеспечить надлежащее состояние окружающей среды посредством различных, в том числе, правовых механизмов, направленных на ее защиту и восстановление».

 

 

Юрий Кобец упомянул о высоком месте нашей страны в мировом рейтинге по индексу экологической эффективности: «Республике Беларусь удалось сохранить уникальную для полноценной и разнообразной жизни людей окружающую природную среду. В мировом рейтинге по индексу экологической эффективности Республика Беларусь занимает 55-ю позицию из 180 стран. На постсоветском пространстве это лучший результат. При этом экологическая ситуация в стране имеет устойчивую тенденцию к улучшению», - подчеркнул он.

 

 

Юрий Кобец обратил внимание Пленума на сложность рассматриваемых экономическими судами споров данной категории. По мнению руководителя судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда, эта сложность «обусловлена и уникальностью самого объекта правовой охраны, и многообразием устанавливаемых уполномоченными государственными органами фактов причинения вреда, и колоссальным размером заявляемых исковых требований, и особым порядком доказывания, и обширным составом применяемой к данным правоотношениям нормативной правовой базы. В результате обобщения была выявлена необходимость снятия некоторых коллизий, имеющихся в правовом регулировании общественных отношений по поводу охраны окружающей среды, и выработки позиций, направленных на поддержание единообразной практики при рассмотрении дел данной категории. При подготовке проекта постановления ставилась задача комплексно, последовательно и систематизированно разъяснить возникающие на практике наиболее значимые и проблемные вопросы, обратить внимание на особенности законодательного регулирования рассматриваемых правоотношений и специфику рассмотрения дел», - сказал Кобец.

СПРАВОЧНО:

Как показало обобщение судебной практики, экономическими судами за 2019 – 2021 годы рассмотрено 248 таких дел. 

В порядке искового производства в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, за 2019-2021 годы взыскано около 12,7 млн. руб.

В порядке приказного производства рассмотрено 547 заявлений о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Сумма, взысканная в счет возмещения вреда, составила 4,8 млн. руб.

 

 

Кроме общей значимости для всех граждан страны темы экологической безопасности, актуальность Пленума продиктована необходимостью выработки единых подходов со стороны судов и уполномоченных государственных природоохранных органов в вопросах обеспечения максимально полного и своевременного возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде.

 

 

В работе Пленума принял участие и выступил с докладом Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Павлович Худык.

 

Андрей Худык отметил особую важность и актуальность вопроса о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, и в целом ответственности за нарушение природоохранного законодательства:

«Созданная в Республике Беларусь система управления окружающей средой за два последних десятилетия обеспечила снижение некоторых видов нагрузок на нее в условиях экономического роста. В частности, произошло уменьшение удельных показателей (в расчете на единицу объема ВВП) выбросов загрязняющих веществ и сбросов сточных вод в 2,5 раза, энергоемкости ВВП в 2 раза, увеличилась площадь естественных экосистем, повысилось использование отходов производства. Экологическая ситуация в стране по ряду направлений, связанных с состоянием атмосферного воздуха, водных ресурсов и экосистем, отдельных биологических видов улучшилась», - подчеркнул министр.

 

 

С докладами на Пленуме выступили представители экономических судов Беларуси.

 

 

Так, председатель экономического суда Брестской области Сергей Мефодьевич Кулак совершенно справедливо упомянул слова Главы государства об отношении к природе нашей страны. На праздновании 600-летия установления заповедного режима Беловежской пущи Глава государства подчеркнул: «Для экономики весьма накладно выведение из активного хозяйственного оборота и содержание в охранном режиме таких больших территорий. Но мы на это идем. Потому что живем не одним днем, а заботимся о неповторимости и природном богатстве родного края, учитываем интересы не только своего народа и будущего поколения белорусов, но и всего европейского региона. Ведь белорусские пущи и леса, озера и реки самым благотворным образом влияют на климат планеты, по праву считаются легкими Европы».

Сергей Кулак отметил, что на территории Брестской области зарегистрировано 15 800 юридических лиц и более 124 000 индивидуальных предпринимателей. Только за 8 месяцев текущего года Брестской областной инспекцией охраны животного и растительного мира выявлено 540 фактов нарушений, в том числе по выявленным фактам возбуждено 39 уголовных дел, связанных с охраной природной среды. Причиненный ущерб составил более 400 тысяч рублей. Брестским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды за аналогичный период 2022 года выявлено 206 фактов причинения вреда окружающей среде, предъявлено 174 претензии на сумму  почти  530 тысяч рублей. Все эти факторы обусловили актуальность и значимость темы Пленума.

 

 

С докладом выступила заместитель председателя экономического суда Витебской области Наталья Леонидовна Стефанович. Особое внимание в своем выступлении докладчик акцентировала на одном из пунктов проекта постановления Пленума, который, по мнению докладчика, «является ориентиром и важным посылом для рассмотрения этой категории дел, поскольку одним из наиболее сложных вопросов в любых спорах о возмещении вреда является вопрос доказывания».

В частности, в пункте 11 проекта постановления Пленума обращено внимание судов на распределение бремени доказывания при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Так, основной принцип распределения бремени доказывания, на котором основывается суд, изложен в части второй статьи 100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. В силу данной нормы каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством. Однако указанное процессуальное правило о распределении бремени доказывания носит диспозитивный характер и применяется в том случае, если иное не предусмотрено законодательством. В соответствии с частью пятой статьи 101 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом в соответствии с законодательством, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства.

Поэтому при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, закрепленное в статье 100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь правило о распределении процессуального бремени доказывания не может быть применено, поскольку частью пятой статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» предусмотрен иной порядок доказывания, основанный на доказательственной презумпции в отношении обстоятельств, связанных с причинением вреда окружающей среде, требующий ее опровержения ответчиком. И именно на это обращено внимание в пункте 11 проекта постановления.

 

 

Судья экономического суда Минской области Инна Михайловна Войтко поделилась с коллегами опытом рассмотрения дел обсуждаемой на Пленуме категории. Минская область лидирует по их количеству.

 

По итогам заседания Пленум принял постановление «О применении судами законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности».

 

В постановлении судам даны разъяснения по проблемным вопросам возмещения вреда окружающей среде. В частности, об особых правилах по распределению бремени доказывания, о порядке взыскания вреда окружающей среде, причиненного совместно несколькими лицами, о способах возмещения вреда и его размере и иные.

 

В постановлении Пленума Верховного Суда также обращается внимание и на возможные способы возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Это натуральный способ посредством восстановления состояния окружающей среды либо путем уплаты денежной компенсации.

Пленум также обратил внимание судов на необходимость усиления профилактической работы и реагирования на выявленные факты нарушения законодательства по данной категории дел.

Предложенные судам разъяснения и доведение этих позиций до широкого круга заинтересованных будет не только способствовать вынесению законных и справедливых судебных решений и позволит в дальнейшем поддерживать единообразие судебной практики, но и даст направление в правильном применении мер государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды уполномоченными органами, а также привлечет внимание самих субъектов хозяйствования на повышение эффективности природоохранной составляющей в их деятельности в целях оздоровления окружающей среды.

СМИ о работе Пленума:

Как в Беларуси на практике работает законодательство в сфере природоохраны?

Суды за три года взыскали с субъектов хозяйствования Br17,5 млн в счет возмещения вреда окружающей среде

Законодательство о возмещении ущерба от хозяйственной деятельности обсудили в Верховном суде

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации